
Октябрята
не являются самостоятельной организацией. Они осуществляют свою
деятельность в
рамках работы пионерской дружины. Руководство работой октябрят
осуществляется
через создание микрогрупп – «звёздочек».
Работу с октябрятами проводит учитель
начальных классов и воспитатель.
Педагог-организатор руководит деятельностью пионерской дружины учреждения образования и организует шефскую работу пионеров с октябрятами по включению учащихся начальных классов в школьную жизнь и подготовку их к вступлению в пионеры.
Стать
октябрёнком может ребёнок, достигший возраста 7 лет, с письменного
разрешения
родителей. В структуре октябрятской группы формируются микрогруппы по 5
человек
- «звёздочки». Как правило,
в
«звёздочке» каждый октябрёнок занимает одну из
должностей — командир, цветовод,
санитар, библиотекарь или физкультурник.
.Формы
работы:
экскурсии,
беседы,
часы
полезного общения,
игровые
программы и познавательные турниры,
коллективные творческие игры,
конкурсы,
спортивные соревнования,
праздники.
Направления
деятельности:
«Я
и мои друзья»
(октябрятам об октябрятах). Знакомство
младших школьников с октябрятскими символами, правилами и традициями.
«Я и Беларусь моя»
(октябрятам о
Беларуси и её истории). Знакомство с государственными символами и
национальными
традициями.
«Я
и забота моя»
(октябрятам о труде). Обучение трудовым
навыкам самообслуживания в школе и дома, навыкам заботы о цветах,
птицах,
домашних животных. Формирование представления о понятиях
«добро» и «милосердие»
через коллективное участие в благотворительных и общественно полезных
делах.
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества,
обучение
простейшим приёмам изготовления игрушек и сувениров к праздникам.
«Я
и учёба моя»
(октябрятам об учении). Главная
обязанность каждого октябрёнка – хорошо и прилежно учиться.
«Я в мире творчества»
(октябрятам о
прекрасном). Организация различных видов творческой деятельности
младших
школьников: смотры юных талантов, музыкальные и театральные фестивали и
конкурсы.
«Я
и природа вокруг меня»
(октябрятам о природе). В
данном направлении необходимо активизировать работу с младшими
школьниками по
экологическому воспитанию и формированию природоохранных навыков.
«Я
и моё здоровье»
(октябрятам о здоровом образе
жизни). У детей младшего школьного возраста необходимо сформировать
первое
представление о здоровом образе жизни, воспитать интерес к активной
подвижной
деятельности и спорту.
«Пионер и Я» (октябрятам о пионерской организации). Младшим школьникам необходимо рассказывать о пионерской организации, её символах и традициях. Малышей нужно знакомить с историей пионерской организации: информация должна быть представлена в разумных объёмах, доступных для восприятия младшими школьниками.
Программа
«Октябрята»
Цели
программы «Октябрята»:
•
помощь ребенку 6-9 лет в его стремлении
стать более самостоятельным, вовлечение его в детскую общественную
организацию;
•
воспитание гражданственности, патриотизма
через пробуждение интереса к своей семье, роду, истории
«малой Родины»,
традициям своей семьи и своего народа;
•
воспитание милосердия, готовности придти
на помощь людям, природе;
•
формирование у пионеров опыта
взаимодействия с партнерами разного возраста.
Задачи
программы:
1 год
- создать доброжелательную обстановку
в классе, чтобы ребенок легче привыкал к новой роли школьника;
2 год
- включить каждого малыша в активную
совместную деятельность, помочь осознать преимущество объединенных
усилий;
3 год
- привлечь интерес
детей и родителей
к истории семьи,
ее родословной,
профессиональным
и творческим достижениям членов семьи; укрепить связи внутри семьи и
семьи со
школой; расположить родителей к пионерской организации;
4 год
- помочь ребенку осознать свои
способности и особенности, найти лучшие способы самоутверждения в
группе на
основе интересной и полезной деятельности; познакомить с историей,
традициями и
содержанием работы БРПО; пробудить желание вступить в детскую
общественную
организацию.
Сроки
реализации программы:
Программа
рассчитана на постоянную работу
пионерской дружины с младшими членами организации
«октябрятами».
Структура
программы:
Программа
«Октябрята» состоит из 3-х частей:
1
часть - «Октябрята» - реализуется через
организацию работы пионеров с группами малышей 1-4 классов, которые,
вступив в
организацию, получают звание «Октябрята».
2
часть - «Октябрята плюс» - реализуется
районными (городскими) областными советами БРПО через обобщение опыта и
формирование копилки форм и технологий работы по программе.
3
часть - «Спутник вожатого» -
осуществляется через издание брошюр, методических вестников для
отрядных
вожатых и вожатых «октябрят».
Механизм
реализации 1 части программы: 1 часть программы состоит из 4-х блоков:
Блок |
Класс |
Метод
работы, девиз |
Формы
работы |
Результаты
работы |
Система
работы |
Будем
дружить |
1 кл |
Подражание,
«Делай, как я»
|
игры,
утренники, обрябы |
подарки,
призы, сделанные руками малышей
|
Эпизодически
весь п/отряд, работающий с малышами |
Мы
- вместе |
2 кл |
Совместное
исполнение «Делай со мной» |
разведка,
экспедиция по окрестностям |
помощь
природе, посильная помощь пожилым людям, д/с |
периодически
в зависимости от планов работы отряда |
Древо
жизни |
3 кл |
Самостоятельная
по возможности, деятельность «Делай сам» |
семейные
клубы, мастерские |
помощь
семье, помощь пожилым людям, д/с
|
систематически,
согласно планам работы группы |
Пионеринг |
4 кл |
Самостоятельная
групповая деятельность, «Делай вместе с друзьями» |
заочная
игра-путешествие |
помощь
школе микрорайону, селу
|
систематически,
отрядные вожатые |
1-4
классы |
|
Общ.
кол-во учеников |
Из
них в рядах октябрят |
803 |
142 |