В
чём
же заключается роль
учителя-наставника? Наставник знакомит педагога с
должностной
инструкцией, выявляет подготовленность молодого специалиста в
профессиональной
деятельности. Вместе с ним изучает требования к оформлению и ведению
школьной
документации, нормативные документы и рекомендации по организации
образовательного процесса, воспитательной работы с учащимися. Наставник
посещает и анализирует уроки молодого специалиста, помогает подобрать
необходимый материал для урока, внеклассного мероприятия, приглашает на
свои
уроки, консультирует по частным вопросам преподавания, помогает
составить
индивидуальный план работы, оформлять отчёты о проделанной работе,
направляет
работу молодого специалиста по самообразованию.
Школа
молодого учителя, несмотря на юный возраст, имеет свои традиции: на День Учителя
начинающего специалиста посвящают в учителя, вручают первый
заработанный
хлеб-соль, дарят кнут или пряник, презентуют папку с первыми
материалами для
портфолио; в конце
года учителя-стажёры
демонстрируют свои достижения на «Неделе успеха».
Начинающего учителя
привлекают к общественной работе: туристические слёты и спортивные
соревнования
ждут их.
Школа молодого учителя имеет и свои достижения: Дягтяр Павел,
подготовленный учителем - стажёром Осиповой Ю.Н., в 2010 году завоевал
диплом I
степени в районном туре олимпиады по
биологии.
Области
планирования работы Школы молодого учителя
широки
и
разнообразны:
·
Изучение
нормативных документов.
·
Урочная
и внеурочная деятельность.
·
Самоанализ
и анализ урока.
·
Диагностика
результатов обучения.
·
Контроль
и оценка знаний.
·
Педагогические
технологии.
·
Формы
организации деятельности учащихся на уроке.
·
Воспитательная
работа.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ молодому
учителю
Если Вам совсем
недавно Дали класс, где
нет порядка, Не отчаивайтесь
сильно! Ведь за это тоже
платят! Пусть хоть мало,
но стабильно! В класс уверенно
войдите И раздайте
оплеухи, чтобы вас
зауважали! А потом с
размаху врежьте Сильно по столу,
Чтоб сразу всё
кругом аж задрожало! И
спокойно начинайте Заунывным
голосочком Говорить о
чём-то важном, Например, о поведенье. Ну, а если уж и
это До
детишек не доходит, То тогда
прикиньте мигом, Кто здесь
«босс». Ему скажите:
«А не выйти ль Нам с тобою На душевный
разговорчик В этот тихий
коридорчик?» И с собою
прихватите Книгу толстую
иль лом! Разговор с
ребёнком надо Начинать с
напоминанья, Что он,
маленький паршивец, Поступает очень
плохо, Своим глупым
поведеньем Он позорит целый
класс!!! |
Если тонкие
намёки Не имеют
результата, Для того чтобы
продвинуть Воспитательный
процесс, Позовите папу в
школу Вместе с мамой
или без. Расспросите о
здоровье, Про успехи на
работе, Похвалите,
попросите Повлиять на злое
чадо. Можно прямо сей
же час! А когда
счастливый мальчик, Позабыв про все
забавы, Потирая ягодицы И
башку свою рукою, Ваш покинет
кабинет, Подчинится вашей
воле, Станет паинькой
и зайкой – Не волнуйтесь,
успокойтесь: В классе сразу
же наступит Мир, покой и
благодать! А теперь
осталось малость: Дать
торжественную клятву, Эти выслушав
советы, их
запомнить и понять. И в своей работе
в школе Никогда не
применять. |
Подражание Г.Остеру
ПОЛЕЗНЫЕ
СОВЕТЫ молодому учителю
1.
Приходите в кабинет
немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли
расставлена
мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите
в класс
последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас
организованно.
Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь
показать
ученикам красоту и
привлекательность
организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило
каждый раз все меньше поменьше времени.
2.
Не тратьте время на
поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно
приготовить на
перемене. Приучайте дежурных оставлять
на
столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
3.
Начинайте урок
энергично. Не задавайте ученикам вопрос? Кто не выполнил домашнее
задание? Это
приучает к мысли, будто невыполнение
заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик
постоянно был занят
делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич
дисциплины.
4.
Увлекайте
учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных
ситуаций,
умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым
поверить в
свои силы. Держите в поле зрения весь
класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто
отвлекается.
Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.
Обращайтесь
с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые
могут заняться
на уроке посторонним делом.
6.
Мотивируя
оценки знаний,
придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите
ученику, над
чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.
Заканчивайте
урок общей
оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают
чувство
удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить
положительное в
работе
недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8.
Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях
дежурного.
9.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.
Организуя учащихся,
старайтесь обходиться без помощи других. Помните:
налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее
вредит. Лучше обратитесь за
поддержкой к классу.
Рекомендации молодому учителю
? Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
? Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
? Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
? Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
? Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
? Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
? Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
? Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
? Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
? Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
? Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
? Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
? Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
? Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
? Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
? Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
? В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
? Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
? Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
? Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
·
Информированность?
Да.
·
Накопление
опыта? Конечно.
·
Возможность
творчески реализоваться? Бесспорно.
·
Саморазвитие?
Безусловно.
«Да», «конечно», «бесспорно», «безусловно» - эти вводные слова придают уверенность в том, что каждый из молодых специалистов будет двигаться вперёд, искать пути решения возникающих проблем, будет продолжать учиться, саморазвиваться. Не зря девизом Школы молодого учителя являются слова В.Леви:
«Будем же продолжать учиться, будем искать свой если не метод, то собственную тональность или волну: попытаемся сотворить из струн своей души если не оркестр, то хотя бы уютную домашнюю гитару – если музыка будет душевной, то слушатели соберутся».
А
слушатели – это
наши идущие в ногу со временем, требовательные, не всегда спокойные,
порой чрезмерно
энергичные, но всегда любознательные ученики.