Современная научно-техническая революция характеризуется развитием информационных технологий и интенсивной информатизацией общества. В двадцатом веке В.И. Вернадский показал планетарно-космическое значение биосферы. Согласно В.И. Вернадскому биосфера должна превратиться в сферу разума, которую назвали ноосферой. С развитием ЭВМ, микроэлектроники, информатики возникает понятие инфоноосферы как глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации. В этих условиях национальным богатством любой страны становятся информационные ресурсы, от эффективности использования которых зависит её экономическая мощь. Средства представления, хранения, распространения информации всегда сопровождали и формировали человеческую цивилизацию. Люди в области развития информационных технологий прошли долгий путь от книг и почты через радио, телеграф, телефон до мультимедийной рабочей станции, соединяющей в себе все возможности работы с информацией в виде текста, графики, звука, видео и телевизионного изображения. Любой человек теперь, как субъект информационного общества, должен уметь оперировать в пространстве различных видов информации. Другими словами, актуальной задачей информационного общества является формирование принципиально новой информационной культуры. В это понятие включается внедрение в мировое информационное пространство, участие в профессиональных информационных процессах, умение оперировать информационными ресурсами, представленными в различных видах, умения использовать мультимедийные средства представления информации для самовыражения. Формирование информационной культуры во многом происходит в результате изучения новых направлений информатики. К этим направлениям относятся: телекоммуникации, локальные и глобальные сети, распределенные вычисления и базы данных, мультимедиа и гипермедиа технологии. Тем не менее, вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Ясно, что использование мультимедийных технологий подразумевает, что педагог должен иметь информациюнную подготовку и в совершенстве владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должен уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Так при изучении алгоритмизации и языков программирования, у учащихся развивается логическое мышление, в то же время ряд ученых психологов А.В., Антонов, Б.М. Величковский, А. А. Гостев показали, что человек способен решать задачи двумя способами: наглядно-интуитивным и словесно-логическим. В первом случае в сознании человека формируется обобщенный образ объекта, с которым сравниваются все остальные. Во втором случае репрезентация формируется словесно, имея вид рассуждения про себя. Причем левое полушарие специализируется на обработке вербальной информации, а правое имеет дело преимущественно с образной информацией. Теория двух уровней познания реализована в концепции двойного кодирования A.Pavio. На основании вышеприведенных исследований можно предположить, что при активизации обоих полушарий головного мозга можно существенно увеличить потенциал познавательного процесса. Вся проблема в том, что до последнего времени используя компьютеры в образовании, мы имели возможность развивать, в основном, вербальное мышление. Это вызывало беспокойство психологов в перекосе протекания общих психических процессов познания. Так, Д.А. Поспелов отмечает, что для алгоритмического мышления характерной операцией является разложение объектов, декомпозиция. Образное творческое мышление при этом бездействует. Однако на современном уровне развития информационных технологий появилась возможность при использовании мультимедийных технологий воздействовать на оба полушария головного мозга, включить дополнительный источник повышения интенсификации обучения, связанный с образным мышлением.
Ж. Пиаже, который исследовал восприятие в связи с развитием интеллекта, выдвинул идею, состоящую в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур, и, что объективные знания всегда подчинены определенным структурным действиям. Эти структуры являются результатом конструкции. Пиаже ввел в психологию понятие группировки, которые являются закрытыми и обратимыми системами. А интеллектуальное развитие предложил описывать в форме группировок, последовательно вытекающих одна из другой. Именно группировки составляют подлинную единицу мысли, а не понятие, суждение, класс или отдельно усмотренное соотношение. Таким образом, исследования психологов о двойном кодировании и идеи конструктивизма Пиаже обратили внимание педагогов на мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации. Актуальной стала задача разработки методик внедрения мультимедийных технологий в процесс познания, использование которых в образовании могло внести значительный вклад в эффективность обучения. Эта задача может быть решена совместными усилиями педагогов разных дисциплин. Основы использования мультимедийных технологий, базируются, с одной стороны, на психологических исследованиях о познавательных процессах, а с другой стороны на информационных технологиях, позволяющих практически реализовать управляющее воздействие на внутренний процесс познания на разных уровнях.
Для внедрения информационных технологий в учебный процесс приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, оно не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Это означает, что учителю для использования мультимедийных технологий самому приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс. Как видно из вышеизложенного проблема решения теоретических и методологических вопросов использования мультимедийных технологий важна с психологической, технической, педагогической точек зрения. Этим определяется актуальность данного исследования.
Мультимедиа - это
• технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
2. усиление мотивации учения;
3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
4. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
• оказать методическую помощь учащимся в самостоятельной работе на учебным материалом.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Целесообразность применения мультимедиа в образовании можно проиллюстрировать многими примерами. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - учащийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
Работая с мультимедиа-средствами, учащиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Мультимедийные средства в обучении имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями:
- повышение наглядности представления материала с помощью нескольких воспринимаемых человеком сред;
- повышение активизации познавательной деятельности учащихся, благодаря интерактивности;
- усиление контролирующей функции учебного курса за счет использования встроенных тестов разного уровня, облегчающих деятельность учителя и создающих эффективную обратную связь.
Таким образом, применение технологии мультимедиа в образовательном процессе значительно повышает заинтересованность и мотивацию деятельности учащихся, а также уровень усвоения учащимися необходимых знаний и умений, так как требует от них активизации самостоятельной познавательной деятельности.