Как часто
мы слышим:
«Семья и
школа»...
И это
правильно, ведь
школа не
может всесторонне
воспитывать и
развивать
подрастающее поколение
без основ,
которые
закладываются в
семье родителями.
Семья
— величайшая
ценность, созданная
человеком.
Но сегодня
человеческое общество
страдает от недостатка родительского самопожертвования. Детей
формирует в
большей степени
мир за
пределами
семьи. В
нашем обществе
ощущается нехватка
родительского внимания,
отсутствует шкала
ценностей, выработанная
в семье,
на которую
мог бы
инстинктивно ориентироваться
ребенок. Ребенок
в нашей
семье предоставлен
самому себе.
Большую часть
своего времени
родители
проводят вне
семьи, а
жалобы на
загруженность
на работе
— основная
тема разговоров:
они переутомлены,
раздражены. А
ведь для
ребенка родители
— это
безопасность, душевная
привязанность, положительные эмоции, само его существование.
Семья является
для ребенка
источником
ценностей ориентации,
откуда берут
свое начало уважение, почитание, послушание и доверие
к родителям.
Без них
процесс поэтапного
формирования личности
очень затруднен.
Несмотря на
все помехи,
создаваемые нашим
временем, осуществление родительского предназначения
жизненно необходимо.
Родители могут
подарить своему
ребенку ту
долю безопасности,
любви и
доверия, которые
ему необходимы,
чтобы расти
психически и
физически здоровым
и благополучно
развиваться. И
это возможно,
если родители
повернутся лицом
к своим
чудесным детям, будут им верить, помогать во всех их начинаниях
и, конечно,
будут учить
своих детей
личным примером.
Разговор пойдет
не просто
о воспитании
детей,
а о
формировании у
младших школьников
основ здорового образа жизни, который пока еще не
занимает первое
место в
иерархии ценностей
человека в нашем обществе. К сожалению, люди, как
правило, склонны
недооценивать важность
здоровья. А
стоит просто
задуматься и
уяснить для
себя: можно
ли достичь
поставленной цели,
не имея
здоровья. Недаром
известное изречение
гласит: «Здоровье
еще не
все, но
без здоровья
нет ничего». И эту истину необходимо усвоить каждому
ребенку. Взрослое
поколение должно
программировать наших
детей на
здоровье, на
счастливое будущее. Ребенку нужно помочь осознать,
что состояние
здоровья во
многом зависит
от него
самого.
Древняя восточная
мудрость гласит:
чтобы воспитать
хорошего человека,
надо ежедневно
в течение
10 лет
давать ребенку четыре урока: здоровья, любви, мудрости и
труда. В
этом и
состоит
задача воспитания.
Кто должен формировать позитивное
отношение
ребенка к
своему здоровью? Основная роль, конечно,
отводится школе (учителю
- воспитателям). В
учебных планах появляются
новые предметы, курсы по выбору, которые закладывают, расширяют и углубляют знания детей о строении
человеческого тела,
о функционировании
внутренних органов,
о мерах
безопасного поведения,
о бережном
отношении к
своему здоровью.
Пути формирования
навыков здорового
образа жизни у
младших школьников
разнообразны.
Это и
личный пример
взрослых (учителей, родителей), и включение ребенка в активную двигательную
деятельность, и
чтение познавательной
литературы. Однако
ни один
навык здорового
образа жизни
учитель не
сможет полностью сформировать без поддержки семьи. Только
при совместных усилиях школы и семьи можно получить
положительный результат,
и каждый
представитель (родитель,
ребенок, учитель)
является активным
участником процесса
формирования
здорового человека.
Одной из
основных форм
установления контактов
педагогов с
семьями учащихся является
родительское собрание,
на котором
обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам.
Нередко родительские
собрания используются
и для
того, чтобы
повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль
в жизни
класса, ответственность
за воспитание
детей.
На первом
собрании в
начале учебного
года родителей
надо ознакомить
с работой,
которая ведется
в школе
по формированию
у детей
навыков
здорового образа
жизни, с
содержанием учебной
программы блока
«Человек и
его здоровье»,
курса по
выбору «Здоровый
образ жизни»,
с навыками,
которые должны
быть сформированы.
Чтобы наладить
тесный контакт
с родителями, подтолкнуть их к сотрудничеству, лучше
всего конкретизировать
задания для
родителей:
какие навыки
необходимо формировать
и контролировать
дома. Эту
работу можно
организовать,
используя анкетирование,
письма для
родители информируют
учителя о продел ной
работе.
Родительские
собрания должны проводиться
регулярно каждую
четверть, тематика их может быть разнообразной:
«Здоровье ребенка в режиме дня
(в школе
и дома)»,
«Профилактика инфекционных
заболеваний», «Культура питания», «Привитие
детям навыков
самообслуживания»,
«Влияние конфликтов
в семье на здоровье детей, их
успеваемость», «Профилактика детского травматизма»,
«Об авторитете
родителей», «Е раз
о курении»,
«Организация досуга детей»,
«Нужно ли
половое воспитание»
и др.
Так как
учитель владеет
недостаточной информацией,
знаниями по медицине,
желательно,
по возможности,
организовать лекторий для родителей,
встречи с
врачами. Примерная тематика
лекций: «Как
вырастить здорового ребенка»,
«Основы рационального
питания», «Личная
гигиена школьника»,
«Здоровые зубы
— основа
здоровья», «Профилактика желудочно-кишечных
заболеваний».
В последнее время
большинство исследователей подчёркивает необходимость
детального анализа
следующих вопросов:
1.
Что
считать безопасным, а что рискованным
поведением? Достаточно ли в этом случае ссылок на медицинские
авторитеты? Как
измерять данные виды поведения?
2.
Связаны ли между собой различные
виды поведения или
необходимо рассматривать их изолированно? Эмпирические данные на этот
счёт
неоднозначные. Так, в некоторых исследованиях была
продемонстрирована положительная
связь между высокой физической активностью, курением и ранним
началом
сексуальной жизни.
3.
Как микро- и макросоциальные
факторы влияют на
поведение индивида и его здоровье? Как они взаимодействуют с
индивидуально-психологическими
факторами?
Как оценивать эффективность
программ поддержки
здорового образа жизни? Какова эффективность этих программ в условиях
Беларуси?
Какие программы являются
наиболее
полезными для различных групп населения? Как скоро можно
ожидать результатов?
5. Каковы запросы потребителя в
области
психологии здоровья? Какие темы он считает наиболее интересными?
Исследование проблем и потребностей
подростков в области
здравоохранения показало,
что подростки испытывают сильную нужду в информации о здоровье и
оценивают
актуальный уровень своих знаний как недостаточный. Они хотели
бы получать
больше брошюр и буклетов о здоровье, больше медицинских
консультаций,
основанных на принципах конфиденциальности и взаимного уважения.
Репродуктивное
здоровье и поведение волнуют
подростков. Больше всего отмечаем интерес представителей данной
возрастной
группы не только к проблемам ВИЧ, сексуальной жизни, но и к условиям
сохранения
репродуктивного здоровья, профилактике воспалительных
заболеваний, к возможностям
во взрослом возрасте родить здорового ребёнка. Важным моментом
является
желание подростков получать такую информацию конфиденциально (не в
школе и не
в присутствии сверстников).
Назрела потребность в
сотрудничестве представителей смежных профессий —
психологов, врачей,
педагогов и социальных работников, в разделении функций между
ними. К
сожалению, до сих пор мы можем наблюдать обратную ситуацию, когда
разные
организации занимаются одним и тем же важным делом, не только не
сотрудничая,
но часто и не догадываясь, об активности друг друга. Особенно это
касается
взаимодействия школьной психологической службы и
медико-психологических служб
помощи детям и подросткам.
Очень важным направлением является исследование
коммуникаций в
медицинской сфере. Медицинской помощи
определяются общей неудовлетворенностью работой врачей
и не доверием к ним. Как правило, подростки
и молодые люди придают особое значение качеству личного
контакта с с
врачом, не учитывается при проведении профилактических
мероприятий.
В заключение хотелось
бы акцентировать внимание на некоторых особенностях,
связанных с рискованным
поведением подростков, которые необходимо учитывать в
работе психологической
службы системы образования:
1.
В подростковом
возрасте в связи с половым созреванием и полоролевой
идентификацией
усиливается интерес к сексуальной жизни.
2.
Многие подростки
легкомысленно относится
к своему
здоровью и недостаточно учитывают риск заболеваний либо
несчастных случаев. Для
них
характерны проявления неоправданного оптимизма как в оценке
вероятности заболевания, так и
в оценке собственных способностей справляться с критическими
ситуациями.
Подростки недостаточно информированы не только о способах поддержания
хорошего
здоровья и профилактики заболеваний, но и о нормальных
физиологических
особенностях своего организма.
3.
Основными
мотивами рискованного поведения в подростковом возрасте
являются мотивы
установления контроля над собственной жизнью и развития и
проверки своих
способностей. Если контроль над какой-либо сферой жизни подросткам
не доступен,
они пытаются утвердить его с
помощью рискованных действий.
4.
Подростковый
возраст характеризуется
обострением как
внутриличностных, так
и межличностных
контактов, что приводит не только к росту напряжения, но и снижению
социально
разделяемых - в том
числе связанных
со здоровьем, а также к отрицанию мира взрослых с
установленными в нем
правилами и нормами поведения.
5. Изменения, происходящие в
современном обществе более
широкое распространение информации (в
том
числе о
потенциально опасных видах поведения), повышение мобильности и
улучшение
материального положения подростков, усиление влияния
практикующих рискованное
поведение субкультур — также способствуют изменению
отношения подростков к здоровью
и рискованным действиям.