Как
бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств
массовой
информации, все же социологические исследования показывают, что влияние
семьи
на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства
массовой
информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%;
средств
массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%) . Хотя, конечно,
здесь
необходимо учитывать два существенных обстоятельства: 1) возможности
семьи
объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую
не
может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного
влияния на
ребенка.
Задача
же духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного
воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы
понимаем
процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной
сферы
ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная
составляющая воспитания
в таком случае заключается в
содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в
формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой
позиции.
Известно,
что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура
той
среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и
развитие
- в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного
учреждения,
вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений
семейного
воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе,
детском
объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие
ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в
формировании внутреннего мира ребенка.
Другой
вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение
в
полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии
целенаправленно,
систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного
возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и
взаимодействия в
этом процессе. Причины такой несостоятельности известны, хотя и
нуждаются в
более глубоком дополнительном анализе:
-
это утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в
первую очередь) как
добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий,
направленных на
установление отношений духовной общности с детьми;
-
это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах
духовной
жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;
-
поразительная неграмотность современных родителей в вопросах
приоритетов
развития и воспитания в различные периоды детства;
-
современное секуляризированное социокультурное окружение;
-
скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;
-
недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов;
-
ориентация в формировании содержания и выборе форм
духовно-нравственного
воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями
восприятия в
современном социокультурном контексте;
-
отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в
первую
очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие
условия
являются необходимыми для успешного решения этих задач;
-
отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления
духовной
сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному
становлению среды
ОУ и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей;
Сегодня
всем очевидно, что одним из наиболее выраженных противоречий
современного
воспитания является наличие осознаваемой на социально-педагогическом
уровне
потребности объединения усилий семьи и учреждений системы образования в
создании единого воспитательно-образовательного пространства для
развития
личности ребенка, а, с другой стороны, - неготовность, как семьи, так и
системы
образования к удовлетворению этой социально-педагогической потребности.
Остановимся
на трактовке понятия «педагогическое сопровождения
семьи», интерпретируемого
нами как «система деятельности государства и общества по
оказанию опережающей,
профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через
профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в
вопросах
воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических
проблем,
возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка».
В
основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи, несомненно,
должен
быть положен системный подход. Отметим, что в логике системного подхода
процесс
сопровождения семьи может быть осуществлен на различных уровнях
взаимодействия
государства и общества с семьей. В частности - на уровне
общеобразовательного
учреждения. Логика системного и комплексного подхода к проблеме
педагогического
сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет
выделить
ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы.
Можно
выделить семь направлений системы работы по педагогическому
сопровождению
семьи:
В
качестве целей деятельности образовательного учреждения по
педагогическому
сопровождению семьи обозначим: содействие повышению уровня
педагогической компетентности
и развития педагогической и духовной культуры родителей, выработку
единого
взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания для создания
оптимальных
условий развития личности ребенка.
В
духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже
не
срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции
семьи
осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и
проблемах
ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического
просвещения родителей
силами образовательного учреждения.
Эти
принципы, с нашей точки зрения, являются приоритетными в создании
развивающейся
динамичной системы «ребенок - воспитатель -
родитель», различные
характеристики которой могут
варьироваться в
зависимости от особенностей
образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.
В
последнее время ведутся активные споры о степени возможной активности
образовательных учреждений в инициировании процесса
духовно-нравственного
воспитания и педагогического сопровождения семьи в воспитании детей.
Среди
управленцев и ученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию,
утверждающую,
что за воспитание, духовно-нравственное воспитание в особенности,
образовательные учреждения не должны нести ответственность, отвечает за
решение
воспитательных задач прежде всего семья.