Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно
связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его
цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:
модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов;
динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости;
осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования;
паритетности (ПА Юцявичене). Рассмотрим подробнее каждый.
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании,
организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение
строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для
достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа
надо выполнять следующие педагогические правила.
• Учебный материал нужно конструировать таким образом, что бы он вполне
обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним
дидактических целей;
• Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась
возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего
комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и
формы обучения, подчиненные достижению на меченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует
рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность,
направленную на решение интегрированной дидактической цели, т.е. модуль
имеет четкую структуру.
Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части
(порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное
отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на
небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного
их усложнения, части.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают
определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной
дидактической цели и называемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных
элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил.
В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным
материалом каждого элемента;
• совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической
цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей, с
учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса
вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от
времени заставляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний.
Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин
разрыва между образованием и условиями жизни общества.
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и
обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы
обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части
которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы
быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного
материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его
педагогические правила:
• Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко
изменяться или дополняться;
• Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
• Модуль должен быть Представлен в такой форме, чтобы его элементы могли
быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы
образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых,
что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки
специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам
деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному
обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к
процессу обучения требований развития творческого отношения.
Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе
самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость,
способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в
которых или для которых они приобретались. О системе действенных и
оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с
умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специальных
знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно
применять в практической деятельности. Педагогические правила, которыми
следует руководствоваться при реализации принципа действенности и
оперативности знаний и их системы, следующие:
• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов
деятельности (умственной или практической) и способов действий.
• Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и
междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или
практической деятельности.
• Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению
знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.
• Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида
деятельности в другой.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно
модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления
содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям
обучаемых.
Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:
• При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика
знаний.
• Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно
было легко построить индивидуализировайную структуру конкретного модуля.
• Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности
обучения со стороны обучаемого.
• С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения,
включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения.
• Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.
• Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы
обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.
• Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения
определенной цели обучения.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися
близких, средних и отдаленны стимулов учения. Необходимо найти оптимальную
меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности
(самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает
обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.
Если использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им
ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном
обучении они должны выступать в качестве значимых результатов деятельности,
поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и
практической деятельности.
При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения
необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
• Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную программу,
разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период).
• В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий
должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.
• В нее входит программа учебных действий для достижения намеченной цели, а
обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и
отдаленных перспектив.
• В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать
интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности.
• В начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в
качестве результатов деятельности.
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения
профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической
деятельности.
На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие
содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюдении этого
условия в процессе учения возникает много сложностей, в частности, из-за
неумения обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала,
неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в
деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения
применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый для данных
условий или их сочетания.
Пути решения этих проблем раскрывают педагогические правила, реализация
принципа разносторонности методического консультирования:
• Учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных
объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
• Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания
обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них
или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.
• Необходимо осуществлять методическое консультирование педагога по
организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут
выступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по
мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции
конкретного содержания.
• Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели
обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным
схемам.
• В тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, желательно в его
содержание включить используемые им методы обучения, так как это создает
условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы
или предметы.
Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уделяется особое
внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления
и превращению его в самоуправление. Необходимо сосредоточить внимание на
создании базисного условия для реализации взаимодействия в процессе
обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него
в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных
отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении,
основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым
информации второму? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего
делает «информационные инъекции», забывая о необходимости использования
других функций.
Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся
максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую
функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо
обеспечить обучающихся эффективными средствами учения, такими как модуль.
Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно
организовать усвоение нового материала и приходить на каждую педагогическую
встречу подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в
исследовательской Деятельности и т.п.
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих
педагогических проблем:
• Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения
знаний обучающимися до определенного уровня.
• Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной
функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-
координирующей функции.
• Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и
учеником оптимального пути обучения.
• В процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции
управления модульной программе, в которой они трансформируются в
самоуправление.
Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме
принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения,
а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в
новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в
процессе обучения. Все названные принципы опираются на обще-дидактические и
взаимосвязаны с ними.