A
A
A
Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 66 г. Гомеля

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

 с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ

адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель

тел. +375 232 24-58-72  school66@gomel.centroo.by

телефоны горячей линии: 

+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор; 

+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР; 

+375 232 24-37-87  Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;

+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР

и служба СППС;

+375 232 51-34-97

Управление образования Гомельского горисполкома

Яндекс.Метрика
Достижения
ГОД В БЕЛАРУСИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства

 

Обратная связь
 
Eсли у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи
Вы можете записаться на прием к специалистам, работающим в нашей школе,  с учетом графика их работы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись формой обратной связи

 
 
 

"Прямая линия отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района города Гомеля" 
телефоны :
80232 34 31 07
34 31 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вам окажут информационную помощь,
 если Вы находитесь 
в трудной жизненной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ



Схема безопасных маршрутов учащихся

  

 

 

 
 
 

«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»

1.       Ответственность или послушание.

Все родители едины в том, что хотели бы видеть своих детей людьми ответственными, однако каждый родитель практикует понятие "ответственность" по своему.

Что значит быть ответственным для вас? (обсуждение)

Проще всего выявить различие между ответственностью и послушанием, ответив на два вопроса: кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать (какова мотивация выполнения того или иного задания).

Когда речь идет о послушании, то от ребенка просто требуют выполнение порученного. Здесь не идет речи о том, согласен он с этим или нет. Решение и мотивировки поступают к ребенку извне. Ответственность предполагает, что ребенок согласен выполнять предлагаемое задание, и понимает, почему это нужно сделать. Разницу между внутренней (ребенка) и внешней (родителей) можно увидеть на многих примерах из жизни.

- Какие вы можете привести примеры из жизни. (Взрослый человек, умеющий самостоятельно принимать и выполнять свои решения; и человек, идущий на поводу у других.)

Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия.

Когда дети выполняют то, что говорят им родители, друзья, вне зависимости от того, согласен он с этим или нет, - это повиновение. Обычно человек повинуется потому, что хочет избежать наказания или действовать в соответствии с общепринятыми нормами.

Ответственность же люди проявляют тогда, когда сами решают, что делать, и осознают необходимость этих действий.

Детей нужно учить и послушанию и ответственности.

Послушание бывает уместно во многих ситуациях. Для нормального существования общества необходимо, чтобы были какие-то обязательные для всех правила. Представляете, что может случится, если каждый из нас будет самостоятельно решать, как и по какой стороне дороги ехать. С другой стороны, бездумное послушание может быть опасно, как и безоглядная независимость. Личная ответственность необходима, иначе люди потеряют свою индивидуальность.

В худшем случае слепого подчинения дети оказываются втянутые в банду или религиозную секту, и в стране господствует режим, когда люди делают только то, что им приказывают (как это было во время господства Гитлера в Германии).

В каких вопросах можно представить ребенку свободу и самостоятельность (с кем дружить, как проводить свое свободное время и т.д.).

2.      Составляющие, ответственности.

Можно выделить три компонента ответственности: понимание постоянной задачи, согласие выполнить эту задачу и самостоятельная мотивировка своих действий. Без этих трех составляющих ребенок не будет знать, что делать, или же будет послушна выполнять требования родителей.

3.      Понимание задачи подразумевает знание того, что нужно сделать и как это сделать.
То, что со стороны может показаться ленью или безответственностью, может на самом деле
являться следствием непонимания поставленной задачи. Иногда ребенок соглашается выполнить
какую-то задачу, а позже выясняется, что родители хотели от него совсем другого.

-Приведите примеры из жизни

(попросили ребёнка «убрать весь этот беспорядок», убрал то, с чем только что играл, а про остальное не вспомнил, а вы хотели, чтобы убрал всё).

Бывают случаи, когда родители и ребёнок одинаково понимают поставленную задачу, но ребёнок что-то просто не знает.

(по телефону попросили дочь приготовить, все рассказала, что нужно сделать, но забыла сказать, что нужно включить духовку, и дочка её не включила).

Для ясного понимания поставленной задачи нужно, чтобы родители и ребёнок всё чётко обсудили межу собой. Взрослому необходимо обозначить обьём работы и условия, при которых она считается выполненной. Это легко сделать, когда родители знают, как ребёнок справлялся с

подобной задачей (каков его опыт) раньше, и, исходя из этого формулируют задание. Кроме того, нужно дать ребёнку возможность задать вопросы, чтобы он понял суть задания.

2. Согласие с поставленной задачей уже предполагает не просто послушание, а ответственность. Прежде чем попросить ребёнка сделать что-нибудь, например: Не смог бы ты помочь мне разобрать сумку с продуктами?; убедитесь, что у него есть выбор. Если нет выбора - не просите! Просто скажите: «Лена, помоги мне разобрать сумку с продуктами.» Если от ребенка требуется только послушание, нужно так мотивировать задание ( а затем и контролировать), чтобы ребенок согласился его выполнить.

Если у ребенка есть выбор, то он будет проявлять на практике чувство ответственности. Однако многим родителям трудно предоставить право выбора детям. Они сначала дают выбор, но в случае отказа пытаются заставить детей выполнить задание (есть ли у вас такой опыт?). Должны быть вещи, которые дети выполнять обязаны, а от какой-то работы они могут и отказаться (в каждой семье свои виды обязательной и необязательной работы). Однако, если детям нужно научиться думать самостоятельно они должны говорить нет.

Приведите примеры, какое право выбора вы предоставляете своим детям. Запишите виды обязательной и необязательной работы дня вашего ребенка (в двух колонках).

4.      Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Задача родителей сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался старших (внешняя мотивировка), но и сам принимаи решения (внутренняя мотивировка).

Важно помочь ему развить в себе способность к самодисциплине, умение видеть перспективу, а не сеюменутный выигрыш. Умение самостоятельно принимать решения приходит постепенно —с годами.

Приглядитесь  внимательнее  к поведению своих детей   и   определите,  какую  работу  они

выполняют ответственно. Следующие упражнения поможет вам научиться различать ответственное и неответственное поведение.

Определение ответственности.

Инструкция: Прочитайте описание каждой ситуации и решите, что лежит в их основе-

О = ответственность

П = повиновение

Н = ни то, ни другое

  1. Сергей быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть телевизор, пока этого не сделает.
  2. Наташа любит читать. Как только она в понедельник возвращается со школы, то сразу преступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.
  3. Дима хочет попасть в команду пловцов. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется.
    1. Лена обещана привести книгу своему школьному товарищу, но забыла.
  4. Перед отъездом в командировку отец Ани подарил ей велосипед и сказал, что научит ее кататься через месяц, когда вернется. Ане не нравиться кататься на велосипеде, но каждый день она понемногу тренируется, чтобы преподнести отцу сюрприз, когда он вернется.
  5. Игорь начал самостоятельно практиковаться дома в правописании. Если он получит отличную оценку за следующий диктант, то мама поведет его в «Макдоналдс».
  6. Вера не любит произносить слова по буквам. Ее мама говорит, что девочке нужно развивать этот навык, и каждый вечер помогает дочери. Когда они заканчивают, мама читает Вере в слух какую-нибудь книгу.

Варианты ответов.

  1. Повиновение: до тех пор, пока Сергей не станет быстро мыть посуду безо всяких условий.
    1. Ответственность: девочка могла бы читать любую другую книгу.
    2. Ответственность: Дима ходит в бассейн без чьей-либо подсказки.
    3. Ни повиновение, ни ответственность.
    4. Ни повиновение, ни ответственность: не было никакой договоренности.
    5. Ответственность.
    6. Повиновение.

Уровни ответственности.

И дети, и взрослые учатся быть ответственными постепенно, шаг за шагом. Этот процесс можно разделить натри этапа (три уровня ответственности).

  1. Ребенок в качестве помощника. На этом этапе ребенок помогает вам сделать какую-то работу. При этом он учится тому, как ее нужно выполнять. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети (не важно от возраста) нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого.
  2. Ребенок нуждается в напоминании и контроле. На этом уровне у детей есть большая часть информации необходимой для выполнения задания. Тем не менее, они могут забыть что-нибудь или им нужно будет напоминать, что настала их очередь что-то сделать (накрывая на стол, забывает положить или поставить что-нибудь).
  3. Ребенок выполняет задание самостоятельно. Третий уровень самостоятельности. Ребенок не только выполняет сам всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень - цель наших условий.

Уровни ответственности.

Инструкции: О каком уровне ответственности, на ваш взгляд, идет речь в каждом из примеров?

П = нуждается в помощи

К = нуждается в контроле

С = все делает самостоятельно

  1. Лена выносит мусор, как только ей об этом напомнят.
  2. По субботам Митя пылесосит все ковры и только потом идет играть на улицу.
  3. Иван должен выполоть сорняки в саду. Он хочет чтобы отец, показал ему какие растения являются сорняками, а какие - нет.
  4. Вика убирает в ванной комнате без чьих-либо просьб, но часто забывает что-нибудь сделать.
  5. Катя согласилась убирать в своей комнате, но ей нужно постоянно помогать, иначе она будет отвлекаться.
    1. Лиза поддерживает чистоту в своей комнате после того, как в ней сделали ремонт.

Варианты ответов:

  1. Нуждается в контроле.
  2. Все делает самостоятельно.
  3. Нуждается в помощи.
  4. Нуждается в контроле.
  5. Нуждается в помощи.
  6. Все делает самостоятельно.

Что хотят родители? Некоторые родители не хотят перекладывать ответственность на ребенка. А иногда им просто не приходит в голову позволить ребенку самому нести ответственность.

Подумайте и перечислите ситуации (действия), которые вы бы могли доверить своему ребенку самостоятельно.

 

     


 

СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ

Дата регистрации 13.06.2012

Дата актуализации 28.11.2024

© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля  school66@gomel.centroo.by