Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………… стр.2
1.Здоровый образ жизни – главный фактор здоровья ……………………………стр.4
2.Определение досуга…………………………………………………………………………стр.5
3.Место и методы исследования………………………………………………………....стр.7
4.Результаты исследования………………………………………………………………..стр.8
Заключение…………………………………………………………………………………………стр.9
Литература…………………………………………………………………………………………стр.10
Приложения……………………………………………………………………………………….стр.11
Введение
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В основе физкультурных занятий лежит формирование и совершенствование функциональных систем , повышение резистентности организма ,что приводит к снижению уровня заболеваемости и осложнений . Значение физической культуры и спорта велико в рациональном использовании свободного времени старшеклассников . Таким образом, социальная жизнь , к которой относятся физическая культура и спорт,- результат совместной деятельности и взаимодействия людей . Функционирование общества обусловлено прежде всего тем, что человек, действуя в одиночку , не может обеспечить себя современными благами цивилизации . Все необходимое для комфортного обитания он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми . Физическая культура и спорт , являясь неотъемлемой частью социальной жизни,-результат целостного общественного развития .
Необходимость разработки и реализации исследовательского проекта связана прежде всего с особенностями развития нашего общества , его реформированием , новым образом жизни людей, ролью их в жизни физической культуры , рациональным использованием свободного времени .
Объектом исследования стала социологическая информация о роли и месте физической культуры в образе жизни старшеклассников , о значимости свободного времени и путях актуализации ценностей социального времени ; предметом исследования – оценка значимости свободного времени и путях актуализации ценностей социального времени ; Предметом исследования – оценка значимости свободного времени в образе жизни учащихся , степень актуализации физической культуры . Цель исследования – получить социологическую информацию об отношении старшеклассников к рациональному использованию свободного времени в организации здорового стиля жизни.
Задачи исследования :
В ходе исследования предполагалось выяснить :
- является ли ценностью для учащихся рациональное использование учебного и внеучебного времени ;
- какое место в жизни современных школьников занимает физкультурно-спортивная деятельность ;
- ведут ли старшеклассники здоровый образ жизни ;
- каково мнение учащихся о возможности и целесообразности улучшения работы по формированию здорового образа жизни и об усилении в нем роли и значимости физической культуры , рационального использовании свободного времени
1.Здоровый образ жизни – главный фактор здоровья
Человек в суете своей повседневной жизни часто забывает о себе и своем здоровье. Он с головой погружен в решение насущных проблем. К сожалению, в современном мире забота о здоровье начинается только тогда, когда вы почувствуете, что этого самого здоровья становится всё меньше, болезнь валит с ног или начинают развиваться какие-либо возрастные болезни. Вот тогда у нас и появляется ещё одна насущная проблема - наше здоровье. Хотя забота о нём как раз не должна быть проблемой, она должна быть образом жизни - здоровым образом жизни.
По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни - это разумное поведение человека:
умеренность во всём
оптимальный режим труда и отдыха
достаточная физическая активность
правильное питание
закаливание
отказ от вредных привычек
позитивное восприятие жизни
Фундаментом здорового образа жизни являются духовно-нравственные и национальные традиции, которые обеспечивают душевное, духовное, физическое и социальное благополучие.
2. Определение досуга
Определение досуга, данное в большой советской энциклопедии, звучит следующим образом:
Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности : самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т. д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т. д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых.
В Европе современное общество придает большое значение спорту, разными способами вырабатывая у людей желание им заниматься. Ежедневно по улицам всех европейских стран проезжают тысячи велосипедов, за рулем которых школьники и студенты преодолевают расстояния в 7-10 станций метро, неотъемлемой частью каждого тинэйджера является скейтборд или роликовые коньки, на которых они во всем обмундировании устраивают слалом между прохожими. И почти в каждом дворе можно увидеть баскетбольное кольцо и мини площадку для тренировок по вечерам. Хотя, например, немецкая молодежь предпочитает получасовые пробежки по утрам занятиям гимнастикой дома на ковре. Важным аргументом в пользу европейской спортивности являются обязательные занятия ОФП в школах, колледжах и ВУЗах. Но это все только маленькие расточки огромного аппарата, который как часы работает в различных сферах общественной жизни Европы, а именно – в Европе насчитывается более 5 крупных международных спортивных организаций, среди
которых: Европейское Народное Спортивное движение, Спорт Для Всех, ЮНЕСКО,ИЦПЕСС, ТРИММ ЭНД ФИТНЕСС, ИАНОС и другие организации так или иначе внесши вклад в развитие спорта в Европе. Среди основных задач на первое место выдвигается прежде всего привлечение молодежи к спорту, это отражено в программах: "Спорт для всех" – "Необходимо усиление пропаганды "Спорта для всех" в учебных заведениях, на производстве, в средствах массовой информации и т.д. Соответствующие методические программы создаются при помощи олимпийского комитета, который также включается в дело организации массовых соревнований с большим числом участников. Подобное соревнование можно рассматривать как хорошую рекламу активного отдыха, прекрасного средства для физической подготовленности и здоровья людей. Но не только элемент соревновательности является дополнительным фактором, стимулирующим участие в спортивной жизни, способствует распространению принципов "честной игры", развивает чувство солидарности, товарищества, дисциплины, уважения к соблюдению правил, что, несомненно, оказывает влияние на качество жизни"
Согласно определению словаря Даля, досуг – это свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье. Человек или конь с досугом, с досужеством, с уменьем или с особенно добрыми качествами. Был бы друг, будет и досуг. Работе время, а досугу час.
3. Место и методы исследования
В марте-апреле 2015 г. нами было проведено социологическое исследование учащихся 10-11 классов ГУО" СШ №66 г. Гомеля." В нем участвовало 136 человек. Было опрошено 51 юношей и 85 девушек. Успеваемость участников в целом отражает панораму качества знаний таблица № 1
4. Результаты исследования
1.Временные затраты школьников на учебные занятия в школе и самоподготовку в течение суток составляют, согласно конкретно-социологическим исследованиям , 6-7 ч. у 42,5% респондентов ( юноши-60,0% и девушки -32,7%), 8-9 ч у 47,1% (юноши -32,7% и девушки -55,1%),10 ч и более у 8,8 ( юноши -5,5% и девушки -10,7 )
2.Важным для школьников являются вопросы питания ( табл.2 )
3.Обеспокоенность вызывает рацион питания старшеклассников (табл.3)
4.Важным компонентом физиологических потребностей человека является сон. Согласно данным исследования , спят менее 7 ч. 28,4% учащихся ( юноши 30% и девушки 27,6 %), 7-8ч -45,8%, 8-9ч -18,3 %, по 10 ч и более -4,2% ( юноши -7,3% и девушки – 2,6 %). Временные затраты учащихся на сон представлены в ( таблице 5 )
5.Социальное время как часть свободного времени отражено в (таблице 4).
6.Одним из важнейших факторов разумного проведения досуга является ЗОЖ. Здоровый образ жизни включает в себя такое понятие, как двигательный режим. Оценивают свой режим ,как достаточный для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья 90 человек.. Считают недостаточным 35 чел. И оставляют этот вопрос без внимания 7 человек .
7.По данным исследования около 50 % занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время. Регулярность занятий физическими упражнениями следующая : от случая к случаю -20 человек, 1-2 раза в неделю-25, 3-4раза в неделю -60 , ежедневно -22 человека, вообще не занимаются -5 человек
8.Основными причинами , мешающими заниматься физической культурой и спортом, названы : отсутствие свободного времени-75 человек ,слабое здовровье-13 человек, нежелание заниматься физкультурой-22 человека .
9.Респонденты оценивают свой образ жизни следующим образом:1 балл -2 чел.,
2 балла -2 чел. , 3 балла- 42 чел., 4 балла-74 чел., 5 баллов-15 человек
Здоровый образ – это сложившиеся и актуализированные личностью формы и способы жизнедеятельности , не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека , его духовных и нравственных кондиций . Аспекты ЗОЖ отражены в (табл . 6)
Многие проблемы своего умственного , интеллектуального и физического развития учащиеся сводят к проблеме нехватки свободного времени . Вопрос о возможных занятиях при наличии большего количества свободного времени представлен в (таблице 7 )
Заключение
Основные выводы исследования :
- Лишь небольшая часть учащихся рационально использует свободное время
- Большинство из них положительно оценивают занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
- Физическая культура и спорт привлекают молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности , в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значительно реже учащиеся оценивают физическую культуру как средство развития личности , понимают ее как вид личностной культуры .
- Примерно у половины школьников не сформирован ЗОЖ, и они имеют неполные и поверхностные представления о нем .
- Работа по пропаганде ЗОЖ в школе требует дальнейшего совершенствования .
Литература
- Большая советская энциклопедия
- Словарь Даля
- Википедия
- Учебное пособие «Физическая культура и здоровье»
- С. Льюис, «Золотая пора», Эл. Библиотека «USA Today», 2004 г.
- Здоровое поколение. Орехова Т. Ф., Т. В. Кружилина. 2е изд., 2011.
- Лях В.И. Силовые способности школьников / Физическая культура в школе
- Методика физического воспитания школьников/ под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского.- М.: Просвещение, 2007
Приложения
Успеваемость |
Всего Ответили |
|
На 9 и 10 |
23 |
|
На 6-8 |
68 |
|
На 3-5 |
6 |
( таблица 1)
Сколько раз в день Вы принимаете пищу? |
Всего ответили |
1 |
7 |
2 |
20 |
3 |
53 |
4 раза и более |
20 |
В определенные часы |
17 |
Без системы |
19 |
( таблица 2)
Каких продуктов ,на Ваш взгляд, не хватает в Вашем рационе ? |
Всего ответили |
Овощей |
19 |
Фруктов |
10 |
Мясных |
10 |
Молочных |
12 |
Хлебобулочных |
5 |
Жиров |
7 |
Все продукты имеются |
83 |
(таблица 3)
Сколько часов в сутки вы тратите на досуг ? |
Всего ответили |
0,5 часа |
9 |
1,5 часа |
27 |
2,5 часа |
27 |
3,5 часа |
29 |
4 часа |
18 |
5 часов и более |
26 |
(таблица 4)
Сколько времени вы уделяете сну ?
|
Всего ответили |
Менее 7 часов |
35 |
7-8 часов |
58 |
8-9 часов |
31 |
10 часов и более |
6 |
Не могу определить |
6 |
( таблица 5 )
Здоровый образ жизни для Вас – это… |
Всего ответили |
Гигиена тела |
75 |
Занятие спортом |
115 |
Правильное питание |
106 |
Отказ от вредных привычек |
79 |
Соблюдение режима дня |
56 |
(таблица 6)
Если , предположим, у Вас станет больше свободного времени , чем Вы будете заниматься после учебы ? |
Всего ответили |
Более активно участвовать в общественной работе |
4 |
Читать больше литературы |
30 |
Больше заниматься спортом |
36 |
Чаще ходить в кино , театр ,музеи |
36 |
Чаще выезжать на природу |
33 |
Чаще встречаться с друзьями |
91 |
Отдыхать , ничего не делая |
46 |
Заниматься на компьютере , использовать Интернет |
21 |
Проводить время в кафе , на дискотеке |
14 |
(таблица 7 )