Урок математики в 5 - м классе учителя I категории Русаковой Елены Леонидовны
Тема:
Раскрытие скобок. Вынесение общего множителя за скобки.
Три пути ведут к знанию:
путь размышления -
это путь самый благородный,
путь подражания -
это путь самый легкий и
путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций
Цели урока:
- Ø Формировать навыки раскрытия скобок и вынесения общего множителя за скобки с помощью распределительного закона умножения.
- Ø Развивать наблюдательность, умение анализировать.
- Ø Искать наиболее рациональные пути решения задач.
- Ø Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Проверка домашнего задания
№ 3.105
1) 125·5+3·125=(5+3)·125=8·125=1000;
2) 53·11+53·89=(11+89)·53=5300;
3) 74·97 – 64·97=(74 – 64)·97=970;
4) 23·99 – 99·13=(23 – 13)·99=990;
5) 137·85+137·15 – 137·90 = (85+15 – 90)·137=1370;
6) 213·27+213·96 – 213·113 = (27+96 – 113)·213=2130.
№ 3.108
I способ
3·(12+18) = 3·30 = 90 (учеников)
II способ
3·12 + 3·18 = 36 + 54 = 90 (учеников)
Ответ: 90 учеников.
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций.
- 3. Устный счет.
Задание №1.
Соедините линиями соответствующие законы умножения:
а) a · b = b · а А) Распределительный
б) (a · b) · с = а · (b · с) Б) Переместительный
в) а · b + а · с = а · (b + с) В) Сочетательный
Задание №2.
Назовите числа, пропущенные в записи распределительного закона умножения:
а) (85+*)·12 = 85·* + 29·*
б) (*-45)·31 = 56·31 - *·*
в) (*-103)·* = 312·* - 103·55
г) (172+*)·* = *·127 + 35·*
4. Объяснение нового материала.
Мы знаем!
Распределительный закон умножения
(a+b)·c=a·c+b·c (a-b)·c=a·c-b·c |
a·c+b·c=(a+b)·c a·c-b·c=(a-b)·c |
Раскрытие скобок |
Вынесение общего множителя за скобки
|
Применение распределительного закона умножения для быстрого счета
98·25 + 98·75 = (25 + 75)·98 = 100·98 = 9800
372·81–272·81=(372–272)·81= 100·81 = 8100
- 5. Закрепление материала.
Работа с учеником.
Устно № 3.113.
Письменно в тетрадях № 3.114 (два человека у доски)
1) 92·375 + 92·625 = (375 + 625)·92 = 1000·92 = 92000
2) 51·134+49·134 = (51+49)·134 = 100·134 = 13400
3) 81·120 – 31·120 = (81 – 31)·120 = 50·120 = 600
4) 147·38 – 38·47 = (147 – 47) ·38 =100·38 = 3800
6. Физкультминутка.
Мы считали и устали.
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Ножками потопали: раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём.
И опять считать начнем.
7. Самостоятельная работа
Задание №1
Вынесите общий множитель за скобки и найдите значение выражения:
1) 6·15 – 6·8
2) 172·20 + 28·20
3) 243·24 + 257·24
4) 143·27 + 35·27 – 158·27
(для более сильных учащихся выполнить № 2)
Задание №2 Реши задачу:
1 ряд
Длины сторон четырехугольника равны 15 дм, 210 см, 1 м 8 дм и 2 м 40 см. Каждую сторону увеличили в 3 раза. Найдите периметр полученного четырехугольника.
2 ряд
Длины сторон четырехугольника равны 17 дм, 520 см, 2 м 1 дм и 1 м 70 см. Каждую сторону увеличили в 2 раза. Найдите периметр полученного четырехугольника.
3 ряд
Длины сторон четырехугольника равны 22 дм, 480 см, 3 м 2 дм и 2 м 60 см. Каждую сторону увеличили в 2 раза. Найдите периметр полученного четырехугольника.
Проверь себя:
1) 6·15 – 6·8 = 42
2) 172·20 + 28·20 = 4000
3) 243·24 + 257·24 = 12000
4) 143·27 + 35·27 – 158·27 = 540
1 ряд
(15+21+18+24)·3=78·3=234(дм)
2 ряд
(17+52+21+17)·2=107·2=214(дм)
3 ряд
(22+48+32+26)·2=128·2=256(дм)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Продолжи формулу:
(a+b)·c= (a–b)·c= a·c+b·c= a·c–b·c=
|
Правильный вариант (a+b)·c=a·c+b·c (a-b)·c=a·c-b·c a·c+b·c=(a+b)·c a·c-b·c=(a-b)·c
|
Выставление оценок.
9. Задание на дом:
1) Изучить пункт 3.8, ответить на вопросы;
2) № 3.115, № 3.119;
3) Составить задачу, решение которой будет использовать формулу
распределительного закона умножения.