Безусловно, подростковый возраст очень сложен и непредсказуем. Это период глобальных внутренних физиологических и психологических изменений, "ломки" и выстраивания по-новому системы взглядов, предпочтений, период повышенной критичности и подозрительности, одновременно доверчивости и беззащитности перед окружающим миром. На основе образовавшихся ранее изъянов, ошибок в семейном и школьном воспитании у них начинают закрепляться отрицательные черты, проявляться негативное своеобразие личности. На этом возрастном этапе важно не ошибиться и не опоздать. Распространенная ошибка в восприятии подросткового возраста заключается в том, что общественное мнение изначально выделяет подростков в особую социальную группу, приписывая ей черты негативного свойства, забывая о самобытности и непохожести на других каждого отдельного молодого человека. Составляя обобщенный портрет современного подростка по результатам общественного мнения, отметим три наиболее часто встречающиеся позиции:
1) приписывание подросткам негативных черт личности, "закономерное" ожидание поведенческих аномалий и нарушений (грубость, эгоизм, враждебность, жестокость, лживость и др.);
2) преувеличенно заботливое и опекающее отношение, восприятие подросткового периода как временной социальной "хвори", болезни, которую легче пережить, переждать, нежели попытаться скорректировать, изменить негативные личностные проявления;
3) признание личностного своеобразия, специфичности подростка как центральной характеристики его личности. Восприятие особенностей его характера, внешних проявлений как нечто непохожее на других, неподдающееся логическому объяснению.
Но стоит задуматься над тем, насколько мы близки к пониманию внутреннего мира подростка, насколько готовы понять и принять всю сложность и неоднозначность его натуры. Сравнивая полученные данные опросов взрослых людей (педагогов) и подростков о предпочитаемом времяпрепровождении, мы обнаружили существенные расхождения у двух групп респондентов по данному вопросу. Полученные результаты отражают предпочитаемые подростками способы свободного времяпрепровождения следующим образом:
-общение со сверстниками - 62 %;
-компьютерные игры - 27 %;
-занятия спортом 11 %.
Ответы на уточняющие вопросы показали, что общение со сверстниками включает в себя "посещение баров, дискотек, секций", "обсуждение личных проблем", "совместное выполнение домашнего задания по учебным предметам" и др. Компьютерные игры, по мнению большинства опрашиваемых подростков (89,5 %), позволяют "интересно провести время, отдохнуть" и одновременно "изучить компьютерные программы" для применения этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Многие подростки не только озабочены реализацией сиюминутных потребностей и желаний, но и задумываются о будущем, пытаясь самостоятельно сконструировать перспективную жизненную стратегию.
Ориентация на сверстников, подражание лидерам группы, желание не "выпасть", не быть отвергнутым подростковой средой являются важной потребностью подросткового возраста. При ответе на вопрос, с кем в первую очередь подростки делятся личными проблемами, 76 % респондентов предпочли сверстников. Данные показатели не следует воспринимать как угрозу позитивным взаимоотношениям с педагогами и родителями. Общение со сверстниками - основной источник получения информации и научения общественному диалогу. Опасение вызывает факт отсутствия доверия и авторитета взрослых у подростков. 285 подростков из 360 опрошенных отметили, что взрослые нередко предъявляют к ним завышенные требования, строго следят за выполнением норм и обязанностей, при этом нередко нарушая взятые на себя обязательства и не создавая им равноценных возможностей и равноправного общения.
Эффективность профилактических и коррекционно-развивающих мер по работе над поведенческими нарушениями возможна при условии комплексного психолого-педагогического воздействия и одновременного включения в работу по самоизменению и совершенствованию собственных личностных черт. Следует отметить, что с одной стороны, молодые люди не приемлют формы работы, навязанные извне, без учета их мнения, а с другой - не принимают позицию старшего поколения, стремящегося всякими способами развлечь молодежь, пытаясь завоевать их расположение. Нередко отмечаются воспитательные ошибки, когда, преодолевая подростковую агрессию, педагоги и родители демонстрируют ту же агрессию.
Таким образом, уровень агрессивности подростков обусловлен используемыми взрослыми способами дисциплинирования. Источником поведенческой агрессии подростка является фрустрация, когда он не получает желаемого и взрослые препятствуют либо не участвуют в удовлетворении их личностных потребностей. Подростку нередко приходится переживать по поводу ограничений и лишений. Однако разумные требования могут быть поняты и приняты, в то время как систематическое подавление потребностей, избегание ситуаций равноправного взаимодействия лишь усилят агрессивные реакции подростка.
Агрессивная реакция по своей сути это реакция борьбы за выживание, попытка подростка изменить существующее положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.
Так что же такое на самом деле подростковая агрессивность, каковы ее основные причины и пути нивелирования? Общественное мнение нередко сходится на том, что это не более чем дань моде, механизм имитации, подражания насильственным, агрессивным образцам, боязнь быть непринятым, отвергнутым социумом, в котором отношения нередко строятся на основе жестокости, циничности и насилия.
Следующие положения о возможных причинах демонстрируемой современными подростками агрессии:
• агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить избавлению от негативных эмоций (страха, гнева);
• для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Обилие "боевиков", "детективов" и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости;
• в большинстве случаев подростки имеют неадекватную заниженную или завышенную самооценку. В результате внутренних противоречий между "Я-реальным" и "Я-идеальным" формируется устойчивое отрицательное восприятие окружающих. В результате подросток либо приписывает собственные агрессивные потребности и желания другим людям, либо возлагает вину за свои недостатки и ошибки на другой объект (проекция как вид защиты);
• желание обратить на себя внимание значимых взрослых;
• попытка при помощи агрессивных проявлений скрыть собственные комплексы и недостатки;
• боязнь "выпасть", быть отвергнутым референтной группой сверстников, взаимоотношения в которой нередко строятся на основе насилия и подчинения;
• физиологические особенности подросткового периода развития, сложность взросления, происходящие внешние и внутренние изменения и др.
Данный перечень предполагаемых причин агрессивно-демонстративного поведения подростков можно продолжать. В целом поведенческие проявления обусловлены физиологическими, социальными, психологическими, экономическими и другими причинами. Не зря психологи называют подростковый период развития "периодом гормональной дури" и "бунтом страстей". Неблагополучие семейной обстановки, неуспешность в школьной жизни, отсутствие конструктивных взаимоотношений с окружающими только усложняют и без того непростое взросление подростков, обусловливают возникновение и закрепление негативных черт характера. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, подростки больше других групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки, запутавшись в выборе ценностей и идеалов. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что "большинство взрослых обычно говорят неправду, пытаются извернуться и обмануть другого". Стоит задуматься, является ли агрессивно-демонстративное поведение всего лишь безобоснованным бунтом, чувством протеста и желанием поступать наперекор общепринятым общественным нормам, либо скрывает под собой более серьезные основания. Нередко подросток просто не умеет реагировать на внешние проявления в силу отсутствия должного социального опыта, ориентируясь в основном на результат, который нередко достигается асоциальными методами.
В соответствии с поставленной целью следует реализовать следующие задачи:
1) формирование гуманистически ориентированной ценностной сферы личности учащихся, позитивных социальных установок;
2) определение области влияния семьи, школы на формирование агрессивного поведения подростков, выделение механизмов взаимодействия данных социальных институтов и социально-педагогических условий для преодоления агрессивности подростков;
3) создание постоянно действующей системы информирования и углубления знаний учащихся в области названной проблемы;
4) развитие умений и навыков учащихся в построении конструктивных отношений в системе "учитель - ученик - родитель";
5) формирование умений рефлексии и личной ответственности за собственное поведение.