A
A
A
Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 66 г. Гомеля

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

 с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ

адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель

тел. +375 232 24-58-72  school66@gomel.centroo.by

телефоны горячей линии: 

+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор; 

+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР; 

+375 232 24-37-87  Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;

+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР

и служба СППС;

+375 232 51-34-97

Управление образования Гомельского горисполкома

Яндекс.Метрика
Достижения
ГОД В БЕЛАРУСИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства

 

Обратная связь
 
Eсли у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи
Вы можете записаться на прием к специалистам, работающим в нашей школе,  с учетом графика их работы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись формой обратной связи

 
 
 

"Прямая линия отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района города Гомеля" 
телефоны :
80232 34 31 07
34 31 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вам окажут информационную помощь,
 если Вы находитесь 
в трудной жизненной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ



Схема безопасных маршрутов учащихся

  

 

 

 
 
 

«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»

Урок по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» с элементами исследования

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Методы и приемы обучения: эвристический и исследовательский метод.

Структура урока: 1.Организационный момент. Домашнее задание.

2. Актуализация прежних знаний.

3.Формирование новых понятий.

4.Формирование умений и навыков.

Цель урока: продолжить формирование умений применять приобретенные знания в новой учебной ситуации, анализировать учебный материал, добывать знания путем эксперимента по намеченному плану, по результатам экспериментов делать выводы и обобщения, имея свое собственное мнение и прислушиваясь к мнению других, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; сформировать понятие архимедовой силы, вывести формулу для ее определения на основе закона Паскаля; осветить роль Архимеда в физике.

Приборы и оборудование: на демонстрационном столе: емкость с пресной водой, с соленой водой,  мяч, металлический цилиндр, динамометр, яйцо.

на ученических партах: (в зависимости от типа предложенных экспериментов) динамометры, мензурки, алюминиевый и медный цилиндры, стаканы с пресной водой, с маслом,  пластилин, тела разного объема из пластилина.)

Ход урока

1.Организация учебной деятельности учащихся

Упражнение «Оригинальная пословица». Составить девиз урока из «рассыпанных» слов: учить, хорошо, знать, кто, хочет, все, того. (Хорошо того учить, кто хочет все знать).

– Ребята, вы хотите  много знать?

Прежде, чем мы сегодня будем узнавать новое, давайте повторим пройденное.

2.Актуализация опорных знаний.

1. Для учащихся, имеющих отметки 1-5 предлагается компьютерный тест. Время выполнения – 5 минут.

2. Для учащихся, имеющих отметки 7-8:

а)  задача у доски – 1 уч.;

б)  записать формулы: (на карточке):

1.Формула для определения массы тела.

2.Формула для определения объема бруска размерами: a – длина,  b- ширина,   h - высота

3 Формула для определения давления твердого тела.

4. Формула для определения силы давления, вывести из формулы 4.

5.Формула для определения гидростатического давления.

6. Из формулы 5 найти высоту.

7. Из формулы 5 найти плотность.



3. Фронтальный опрос по вопросам:

  • Давление обозначается буквой….
  • Давление измеряется в СИ в…
  • Давление твердых тел – это…
  • Чем создается давление в жидкостях…..
  • Как передают давление жидкости и газы…
  • Это закон ….
  • От чего зависит гидростатическое давление…
  • Чем создается давление в газах….
  • Как называется газовая оболочка  земли?
  • Как изменяется ее плотность и давление с высотой?
  • Кто впервые измерил атмосферное давление?
  • Чему равно нормальное атмосферное давление?
  • Почему при полете в самолетах не рекомендуется держать в кармане открытую шариковую ручку?

4. Проверяем задачу на доске. Учащиеся задают вопросы, работающему у доски.

5. Проверяем формулы на доске. Учащиеся задают вопросы, работающему у доски.

Выставляем отметки.

3.Формирование новых понятий.

Внимание на доску.

Предлагаю ребятам второй слайд с  отрывком из рассказа А.П.Чехова «Степь».

«Егорушка разбежался и полетел с полутора саженой высоты, описав в воздухе дугу, он упал в воду, но дна не достал. Какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх.»

Прочитав текст, предлагаю ребятам выдвинуть гипотезу  об услышанной силе и приглашаю желающего провести эксперимент для всех у доски.

  1. 1. Демонстрация опыта

Погружаем мяч полностью в воду и быстро убираем руку. Мяч «выпрыгивает» из воды.

  1. 2. Проблемный вопрос:

– Почему мяч всплыл на поверхность воды?

Ученик. На мяч подействовала сила.

Учитель. Правильно. Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Как можно назвать эту силу. Итак, тема нашего урока «Выталкивающая сила».  Открываем тетради и записываем тему.  Впервые  выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют сила архимеда.

Наша цель – сформировать понятие о выталкивающей силе и определить факторы, от которых она зависит.

Опустим в сосуд  цилиндр. Что видим? Тело утонуло.

Проблемный вопрос:

– Действует ли сила в этом случае?

Ученик. Тело утонуло, значит, выталкивающая сила на него не действует (возможный вариант ответа).

Учитель. Правильный ли ответ?

Прием «Подумай».

Давайте при помощи приборов, которые находятся  на столе, проверим, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр?


Метод «Эксперимент» -1.

  • Возьмем  динамометры, закрепленные в штативе и подвесим два одинаковых груза к пружинам, снимем показания. Запишем в тетрадь:

F1=Pвоздух=……Н

  • Осторожно опустим один груз в воду. Что вы заметили?

Ученик. При погружении в воду пружина растягивается меньше, чем в воздухе. Показания динамометра уменьшаются.

Запишем в тетрадь:

F2= Pжидкость……Н

Учитель. Какой вывод можно из этого сделать?

Ученик. На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.

Fвыт= Pвоздух­- Pжидкость


Запишем в тетрадь:

На любое тело, погруженное в жидкость, действует со стороны жидкости  выталкивающая сила, направленная вверх и равная разности веса тела в  воздухе и жидкости.


Вернутся к первой цели, проговорить.

Для достижения второй цели выдвигаем гипотезы от каких факторов можно определить зависимость или независимость архимедовой силы. Как правило, выдвигаются предположения, или помогаю наводящими вопросами:

  1. От объема тела
  2. От плотности тела
  3. От формы тела
  4. От плотности жидкости
  5. От глубины погружения.

В зависимости от стоящего на столах оборудования и предложенных отчетных листов на столах ребята проводят эксперимент и сами делают выводы, которые потом озвучат для класса.

Эксперимент

1.Зависит ли выталкивающая сила от плотности вещества, из которого изготовлено тело?

1.Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.

Вещество

цилиндр

Плотность

Вес тела в воздухе, Р1

Вес тела в жидкости, Р2, Н

Выталкивающая сила, FА12,Н

1

Алюминий


0,5

0,3

0,2

2

Медь


1,6

1,4

0,2

Вывод: в результате опыта мы выяснили, что выталкивающая (архимедова) сила______________________________

2. Сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

Объём тела, см3

Вес тела в воздухе

Вес тела в жидкости

Выталкивающая сила

1





2





Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила___________________________


     


 

СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ

Дата регистрации 13.06.2012

Дата актуализации 28.11.2024

© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля  school66@gomel.centroo.by