A
A
A
Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 66 г. Гомеля

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

 с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ

адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель

тел. +375 232 24-58-72  school66@gomel.centroo.by

телефоны горячей линии: 

+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор; 

+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР; 

+375 232 24-37-87  Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;

+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР

и служба СППС;

+375 232 51-34-97

Управление образования Гомельского горисполкома

Яндекс.Метрика
Достижения
ГОД В БЕЛАРУСИ

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства

 

Обратная связь
 
Eсли у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи
Вы можете записаться на прием к специалистам, работающим в нашей школе,  с учетом графика их работы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись формой обратной связи

 
 
 

"Прямая линия отдела образования, спорта и туризма администрации Центрального района города Гомеля" 
телефоны :
80232 34 31 07
34 31 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вам окажут информационную помощь,
 если Вы находитесь 
в трудной жизненной ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ



Схема безопасных маршрутов учащихся

  

 

 

 
 
 

«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»

Педагогический совет по воспитательной работе "Роль классного руководителя в формировании функциональной грамотности"

ПРОТОКОЛ № 1

заседания педагогического совета

от 31.10.2024

Государственное    учреждение    образования «Средняя школа № 66             г. Гомеля»

Присутствовали:   88  человек

Секретарь педагогического совета   И.Н. Кобекова

Количество членов педагогического совета   100 человек

Повестка заседания педагогического совета:

  1. О повышении качества воспитательного процесса через формирование функциональной грамотности учащихся

 

1. О повышении качества воспитательного процесса через формирование функциональной грамотности учащихся

СЛУШАЛИ:

Воронцову И.М., заместителя директора по воспитательной работе. Отметила, что впервые термин «функциональная грамотность» был предложен в 1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Тогда функциональная грамотность понималась, как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Сегодня же современное общество стремительно меняется. Развиваются науки, технологии, социокультурная сфера. Именно поэтому сегодня выдвигаются требования развивать функциональную грамотность. Сегодня это важнейший индикатор общественного благополучия.

Важно разграничивать два понятия: базовую и функциональную грамотность. Умение читать и писать относят к базовой грамотности.

Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Поэтому перед нами стоит задача: сделать все возможное, чтобы учащиеся за годы учебы не только получили предметные базовые знания и умения, но и приобрели компетенции, наличие которых дает человеку возможность гармонично чувствовать себя в современном мире.

В контексте воспитательного процесса функциональная грамотность рассматривается как умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре.

Функционально грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.

Среди учащихся X-XI (54 респондента) было проведено анкетирование на предмет понимания ими функциональной грамотности и отношения к ней. Опрос показал: большинство респондентов знает, кто такой функционально грамотный человек, половина считает себя таковым. Учащиеся с уверенностью утверждали, что функционально грамотный человек может стать успешным в любой сфере деятельности.

Существуют различные виды функциональной грамотности: общая грамотность (в большинстве случаев можно рассмотреть как формирование грамотности в обучающей деятельности, т.к. сюда относится и математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность и т.д.).

Воспитательный процесс, можно смело сказать, затрагивает все виды функциональной грамотности: информационную, компьютерную грамотность, коммуникативную грамотность, бытовую, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, общественно-политическую, правовую, грамотность действий в ситуации стресса, духовно-нравственную грамотность, финансовую и т.д.

Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно. Необходимо это делать  еще в начальной школе, так как именно на начальном этапе младшим школьникам необходимо дать позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. У детей формируются личностное и гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические, семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать свой досуг.

Отличительными чертами функционально грамотной личности являются правовые знания, правовые навыки, правовые установки в совокупности соответствия между законом и представлениями людей о правильном в правовом смысле поведении, личной ответственности за соблюдение законодательства.

Исходя из вышесказанного, формирование функциональной грамотности можно рассматривать в совокупности профилактики правонарушений и преступлений в подростковой среде.

Анализ преступлений и правонарушений в разрезе 3-х лет

Таблица 1

Преступления

(по достижению возраста уголовной ответственности)

2022 год

2023 год

10 месяцев 2024 года

0

1 преступление/

2 участника

(ст.206 УК РБ)

0

Преступления

(до достижения возраста уголовной ответственности)

1/1 участник

(ст.205 УК РБ)

1/1 участник

(ст.339 УК РБ)

2/1 участник

(ст. 205 УК РБ

ст. 218 УК РБ)

Правонарушения

(по достижению возраста уголовной ответственности)

0

 

1/1 участник

(ст. 19.3 КоАП РБ)

0

Правонарушения

(до достижения возраста уголовной ответственности)

3/3 участника

7/4 участника

(3 правонарушения одним участником)

10/6 участников

(4 правонарушений одним участником)

Справочно: исходя из анализа правонарушений и преступлений, представленных в таблице, можно отметить, что в учреждении образования наблюдается рост правонарушений и преступлений несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной либо административной ответственности. Преступления по недостижению возраста в учреждении образования совершены одним лицом (Щербаковым Михаилом). Мы добились снижения роста преступлений и правонарушений среди учащихся, достигших возраста привлечения к ответственности. Но настораживает тот факт, что наблюдается рост правонарушений, совершенных учащимися, не достигшими возраста административной ответственности (+3 правонарушения в сравнении с аналогичным периодом за 2023 год).

Основными видами совершенных правонарушений, попадающими под законодательство, являются мелкое хулиганство (например: сбрасывание с балкона пакетов, наполненных водой, плевки на стены лифта в жилом помещении, нарушение общественного порядка: оскорбления друг друга), мелкое хищение (кража в магазине).

Одной из причин, способствующих совершению данных правонарушений, является низкий уровень сформированности функциональной грамотности, а именно правовой грамотности. Пример-  совершенное правонарушение учащимся 6 класса (мелкое хищение), которое  можно было вполне избежать, если бы учащийся был обучен основным правовым навыкам: при задержании в магазине сотрудникам охраны необходимо назвать, в первую очередь, свои инициалы и номер школы, в которой обучается, т.к. это дает возможность  сотрудникам магазина выйти на учреждение образование без вызова милиции для быстрого реагирования  и  оплаты похищенного товара; во вторую очередь, контактных данных самих же родителей (для такого же реагирования). В данном случае учащийся пытался выкрутиться, соврать, называл неверные личные данные до того момента, пока не был доставлен в отделение милиции, где была установлена личность и  составлен протокол.

Одна из задач классного руководителя - проводить разъяснительную работу с обучающимися и их законными представителями о важности формирования функциональной грамотности для успешного определения ребенка в социуме.

В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определённых действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать потребности в приобретении необходимой информации, овладении определённым способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения.

Все виды функциональной грамотности находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях личной безопасности и т.д.

Справочно: одним из последних примеров незнания, как вести себя в ситуациях личной безопасности, стал произошедший случай травмирования одной из учащихся 9 класса в летний период времени: на несовершеннолетнюю был совершен наезд (автомобиль, двигавшийся на большой скорости по дороге населенного пункта,  «задел» руку несовершеннолетней лобовым стеклом. Водитель нарушил  правила дорожного движения.  Несовершеннолетняя, в свою очередь,  не предприняла никаких попыток избежать данной ситуации ( произошло все в дневное время суток, в ясную погоду, на дороге поселкового типа. Несовершеннолетняя двигалась по обочине в компании своих подруг и могла слышать приближающийся на скорости автомобиль и отойти от обочины, дабы избежать столкновения).

С целью формирования у учащихся самосохранного и ответственного поведения необходимо акцентировать внимание на неукоснительном соблюдении правил дорожного движения. При этом целесообразно использовать обучающие фильмы и иные материалы, размещенные на сайте МВД РБ в разделе ГАИ МВД («Милиция – детям»).

На мероприятиях воспитательного характера необходимо проводить разъяснительную работу, направленную на минимизацию последствий травмирующих факторов, возникающих при использовании учащимися средств персональной мобильности (электросамокатов, сигвеев, скейтбордов), тюбингов, батутов.

Справочно: в сентябре  учащийся второго класса получил травму на школьном стадионе. Мальчик приехал из Новой жизни, где проживает с матерью, к деду на улицу Чечерская. Пока последний отсутствовал дома, похитил электросамокат, поехал кататься на школьный стадион, упал, получил серьезный перелом. Испугавшись, соврал матери, что произошло все на территории школы. Его избил неизвестный. Мать  обратилась в медучреждение и органы внутренних дел. Несовершеннолетний прошел в городе по сводкам. В течение двух последующих дней пришлось отвечать  всем инстанциям о произошедшем несчастном случае. Милиция была задействована в установлении  неизвестного, пока учреждение образования  выяснило, в чем суть да дело.

При изучении вопросов профилактики травматизма на железнодорожном транспорте внимание учащихся акцентируется на опасности пользования наушниками на железнодорожных путях, важности соблюдения правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

Анализ травматизма за 10 месяцев 2024 года

Таблица 2

10 месяцев 2024 года

Несчастный случай

2

- 1 на перемене

- 1 на уроке ФКиЗ

Травм

11 (в быту)

Справочно: за истёкший период 2024 в учреждении образования произошло 2 несчастных случая (с оформлением акта формы Н-2). Один произошёл на перемене, второй во время урока физической культуры и здоровья. В первом случае основной причиной травмы явилось нарушение правил и требований безопасности учащихся, поведения и дисциплины. Учащийся, не реагируя на замечания дежурных учителей, бежал по лестнице, перепрыгивая через несколько ступеней, оступился и подвернул ногу.

Во втором случае  учащаяся на уроке физкультуры неудачно при приёме мяча поставила ногу. Травм в быту произошло 11. В основном это травмы, возникающие в домашней обстановке. Причины: отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования, нарушение дисциплины, мер безопасности.

В связи с вышеизложенным при проведении воспитательных мероприятий по безопасности жизнедеятельности необходимо использовать метод моделирования ситуаций, в которых могут оказаться учащиеся в повседневной жизни, создание и исследование моделей реальной жизни, решение ситуационных задач, составление инструкций, алгоритмов безопасного поведения.

Необходимо проводить мероприятия, направленные на охрану несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации, способствующих выработке стратегий действий в угрожающих жизни ситуациях, с привлечением законных представителей учащихся, представителей правоохранительных органов.

За последние два десятилетия возросло влияние сферы информационных и коммуникационных технологий на мировоззрение и образ жизни молодежи. Социальные сети, онлайн-сообщества и интерактивные технологии предоставляют беспрецедентный объем информации, расширяют круг общения молодых людей. Доступ к неограниченному количеству информации часто сопровождается недостаточной медийной грамотностью, в результате чего на молодых людей легко влияют пристрастные, предвзятые или «фейковые» новости. Развитие у учащихся навыков межкультурного общения может помочь им избежать рисков, лучше понять мир, в котором они живут, и ответственно выразить свое мнение в Интернете.

В последние годы практически все виды преступлений перешли в сеть Интернет, в том числе и при участи несовершеннолетних. Ежедневно фиксируется рост киберпреступлений. При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение преступлений.

Справочно: в 2023 году в учреждении образования могло бы быть преступление, совершенное посредством компьютерной сети, а именно распространение материалов порнографического характера. Одна из учащихся 10 класса, достигшая возраста полной уголовной ответственности, распространила (переслала) с помощью мессенджеров видео с несовершеннолетними, носящее порнографический характер. Спасло учреждение образования от данного вида преступления лишь то, что по данному факту СК было возбуждено уголовное дело, фигурантами которого являлось больше 20 человек, в основном учащиеся профтехучилищ. Поэтому привлечены к уголовной ответственности были несовершеннолетние, попавшие первыми в этот круг цепочки.

С развитием информационных технологий также возросло число зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями. Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети Интернет, подыскивают жертв, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых.

Справочно:  один из учащихся 7 класса, не обладающий навыками информационной грамотности, навыками безопасной грамотности, посредством социальной сети ВКонтакте (группы «Давинчи») договорился о встрече с незнакомым ему лицом (мужчиной), с целью сексуального интереса или общения, но был задержан сотрудниками органами внутренних дел, тем самым обезопасив себя от той ситуации, которая могла бы в действительности с ним произойти.

Кроме того, с помощью социальных сетей среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения. Несовершеннолетние в силу неразвитости критического мышления подвержены негативному влиянию такой информации и представленным фейкам, что делает их присутствие в социальных сетях потенциально опасным.

Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе. Нужно доносить не только до учащихся, но и до законных представителей, что правилами пользования большинства наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Вайбер, Инстаграмм, Тик-ток) или до 16 лет (Телеграмм).

При изучении тем о криминогенных опасностях необходимо включать материал о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов, а также на уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение об угрозе террористического акта (последний вид преступления распространен среди несовершеннолетних в РБ) или чрезвычайной ситуации.

Профилактическая работа по антинаркотической безопасности должна осуществляться планомерно и систематически и не должна включать в себя сведения о способах получения и использования наркотических веществ, особенностях из воздействия и ощущений, возникающих при их употреблении. Внимание следует концентрировать на социальных последствиях употребления наркотических веществ, курительных смесей и т.д.

В заключение отметила, что формирование функциональной грамотности-это непростой процесс, где от самого педагога требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов воспитания. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а «не по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени.

ВЫСТУПИЛИ:

Сигай О.А., классный руководитель 1 «Д» класса, с информацией о роли классного руководителя в формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы. Отметила, что семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Исследование PISA также демонстрирует, что на уровень функциональной грамотности положительно влияет участие родителей в процессе обучения и развития детей. Вот поэтому семья может многое сделать для развития функциональной грамотности своего ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить способности, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Решающую роль играет, конечно, школа, но и от родителей зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы. Поэтому главная задача-научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них функциональную грамотность и повышать ее уровень. Для этого необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи. Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами, показ достижений стимулирует познавательную активность, желание достичь такого же уровня, стремление к самосовершенствованию. Чрезвычайно важным является побуждение выразить свое отношение к предмету, к теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка, вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес. Многие родители предлагают провести познавательную заочную экскурсию, например, «Традиции нашего народа», где ребята узнают жизнь и быт наших предков, учатся сами готовить простые блюда из овощей, изготавливают  игрушки, разучивают детские игры. Итог этой заочной экскурсии - совместная работа детей и родителей по созданию проекта с использованием доступных цифровых инструментов. Свои заметки каждая семья может разместить в общей группе класса.

У современных детей есть проблема понимания и распознавания любого текста. Это касается не только художественного текста. Это могут быть любые виды задач, которые он прочитывает в учебнике, любые рекламные объявления в транспорте, в интернете, в магазине. Это текст инструкции, текст договора, даже записка домашняя от мамы или папы. Уметь вычленить смысл из сказанного и прочитанного, видеть несколько смыслов, интерпретировать правильно эти смыслы. Отделять главное от второстепенного, замечать важные детали и существенные подробности. Коротко и ёмко характеризовать персонажа по его поступкам и речи. Когда ребёнок освоил всё это, ему становится легче как в учебной работе, так и при решении жизненных задач. Например, при проведении праздника Масленица  ребята собирают материал по истории праздника, готовят игры-хороводы, родители помогают сделать поделки.

Если человек может грамотно и красиво выразить свою мысль и донести ее до собеседника, это всегда хорошо. Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные возможности. Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.

Родителям предлагается подготовить Ленту времени. Это должны быть мероприятия, которые они хотели бы реализовать вместе с детьми на следующий год.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе во внеурочной деятельности.

Согласно народной мудрости, всякий человек в деле познаётся. Знания о науках, которые «лежат мёртвым грузом» в памяти, но не применяются на практике, – это бессмысленная информация. Перед педагогами начальной школы стоит задача воспитания учащегося, способного к саморазвитию и самообучению, обладающего навыками эффективных коммуникаций. Как же этого достичь? Наряду с учебным процессом необходимо таким образом организовать внеклассную деятельность, чтобы они включали задания, направленные на развитие грамотности в вопросах здоровья, семейно-бытовых отношений, креативного мышления. Значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека занимает финансовая грамотность. Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися деньгами, планировать будущие доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные ситуации, правильно подбирать финансовые услуги. Поэтому многие внеклассные мероприятия были направлены на развитие финансовой грамотности.

Так, например, на внеклассном занятии «Личные финансы со знаком качества» ребята познакомились со значением слова «экономика», узнали, что является доходом, а что расходом, учились распределять средства, выбирая необходимые в быту предметы, участвовали в инсценировке, готовили дома проекты на тему «Традиции моей семьи». Данный проект помог увидеть, как ребёнок относится к своим близким, какие взаимоотношения в семье.

В рамках развития финансовой грамотности для учащихся  класса было проведено мероприятие «Сказочная копилка». Ребята учились работать в группе, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии. Выполняя различные задания, они зарабатывали деньги интеллектуальным трудом. За правильно выполненные задания дети получали бумажные деньги в зависимости от скорости выполнения заданий. На занятии ребята в игровой форме смогли помочь сказочным героям из произведения Э. Успенского «Приключения в Простоквашино» в приобретении нужного им товара с целью экономии семейного бюджета, учились зарабатывать и копить деньги. Но самой главной задачей мероприятия было учить детей взаимопомощи, взаимовыручке, дружбе и внимательному отношению к друзьям.

Увлекательно в нашем классе прошло внеклассное занятие в формате «Своя игра», где  формировалось понимание источников дохода, развивались навыки принятия решений по достижению финансовой цели. Учащиеся познакомились с такими понятиями, как цена, товар, реклама, супермаркет, кассир. Ребята узнали, как называются  денежные единицы разных стран. Кроме этого, мною были подобраны разнообразные задания, направленные на решение жизненных ситуаций. В результате игровой деятельности у учащихся формируется положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике.

Для того чтобы заинтересовать и вовлечь обучающихся в область финансовой грамотности, на внеклассных занятиях часто использую мультипликационные фильмы по теме («Уроки тётушки Совы», «Смешарики», «Фиксики», «Три кота» и другие). Формированию функциональной грамотности способствуют деловые игры (например, «Мир профессий», где дети рассказывают о профессии своих родителей), квест, викторина, игра и даже выход в театр- всё это способствует развитию того или иного компонента функциональной грамотности (коммуникативной, читательской, социальной, финансовой, математической). Всё это в дальнейшем позволит учащимся почувствовать себя уверенно в современном мире и использовать полученные знания в жизни.

В настоящее время проведены исследования, посвященные проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности.  В начальном школе уделяется немало внимания обучению младших школьников основам безопасного поведения в различных социальных ситуациях.

На уроках по предмету «Человек и мир»  дети получают знания, также проводятся дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира, во внеурочное время – экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

В заключение заметила, что в учебное время невозможно охватить весь спектр тем, необходимых младшему школьнику для формирования у него функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни, в полном объеме. А главное – организовать тренировку навыков безопасного поведения. Гораздо больше возможностей для получения знаний, для активной тренировки навыков поведения предоставляет внеурочная деятельность: классные часы, игры, практические занятия по темам «Как избежать пожара в квартире», «Беспорядок – причина травмы», «Правила перехода дороги», «Опасные насекомые», «Твои персональные данные», «Режим дня», «Безопасное использование компьютера и телевизора».

Костюкова Т.Е., классный руководитель 5 «А» класса, которая проинформировала об эффективных приемах и методах формирования функциональной грамотности учащихся во внеурочной деятельности. Отметила, что функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Одной из основных составляющих функциональной грамотности является формирование глобальных компетенций, а это сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном взаимодействии с людьми, оказывающих влияние на жизнь.

В этом учебном году я началась летопись 5 «А» класса. Сейчас то время, когда учащиеся только начинают свой путь в среднем звене и формируются все важные для их дальнейшего успешного функционирования в обществе компетенции. Когда вовлекаешь детей и родительскую общественность в мероприятии и акции, у них формируются и развиваются такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, трудолюбие, формируются навыки и умения посадки деревьев и уборки территории, умение вести себя и оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, дарить радость и человеческое общение людям преклонного возраста. Ведь в нашем мире сейчас поистине не хватает душевной теплоты, доброты и внимания.  Начало было положено с проведения ряда мероприятий (лекториев, презентаций), направленных на разъяснение, что такое волонтерство, кто такие волонтеры и чем они занимаются.  Первое совместное мероприятие было проведено 1 сентября  в рамках технологии «равный обучает равного». Ребята поздравили  с Днём знаний учащихся 1 «А» класса  Бадяевой Т.В., которая была их школьной мамой на протяжении 4 лет, и рассказали о безопасном маршруте из дома в школу, провели викторину по ПДД, вручили инструкции по правилам безопасного поведения на улице. Эта акция способствовала формированию у учащихся ответственности перед младшими школьникам, закреплению знаний ПДД,  а также умению вести себя на публике, быть вежливым,  не стесняться.

Следующая акция называлась «Забота», в рамках которой дети посетили на дому пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, одиноких престарелых людей, принесли овощи к осенне-зимнему сезону. Сначала ребята очень стеснялись, но посетив несколько человек, пообщавшись с ними, стали увереннее себя чувствовать, участвовали в беседе, то есть учились вести себя  правильно  в таких ситуациях и даже помогали по дому, со мной ходили в аптеку и за продуктами повседневной необходимости. Благодаря участию в подобных акциях у детей формируется навык простого человеческого общения, необходимость оказания помощи тому, кто в ней нуждается. Был проведён классный час, где дети рассказывали о своих бабушках и дедушках, их любимых занятиях. Дети осознали ценность семьи и необходимость почаще навещать и справляться о здоровье. Далее я поняла, что детей можно привлечь к более серьёзному мероприятию. Это посещение дома престарелых-больницы сестринского ухода в деревне Большевик. Я обратилась за помощью родителей  в доставке благотворительной помощи. В доме престарелых  в Большевике мы провели концерт, вручили подарки бабушкам и дедушкам.

Одним из ярких событий стало проведение семейного спортивного праздника «Здоровые мы- здоровая нация», в котором принимали участие ребята 5-х классов и их родители. Родителей было очень много, и очень по-семейному прошло. Классные руководители могли со стороны увидеть, над какими проблемами нужно поработать в классе.

Следующая акция -это городская акция «Спина к спине» по сбору благотворительной помощи жителям Курска. Был проведено с детьми ряд бесед и круглых столов с объяснением, для чего надо принять участие в этой акции. Откликнулись родители и их дети. Родители помогали доставлять помощь в пункт сбора помощи, дети, в свою очередь, складывали и паковали коробки.

Дети и родители приняли участие в ежегодной круглогодичной акции «Протяни руку помощи» по оказанию помощи многодетным семьям, в которых воспитывается от 10 детей и более .Здесь потребовалась помощь старших учащихся, при этом даже не договаривались с детьми. Они с готовностью приняли участие, понимая, как важно быть частью команды волонтеров школы, без устали загружали и разгружали машины, и было видно, что ребята осознавали свою значимость и важность участия.

Самым ярким и значимым событием для нашей в школы явилось участие в городской  акции «Посади семейное дерево» при участии мэра нашего города Привалова Владимира Александровича. Родители с невероятной готовностью откликнулись в выходной день принять участие. Родители своим положительным примером показали детям, как важно благоустраивать  микрорайон, беречь окружающую среду, а также ценить такое понятие, как семья.

В заключение отметила, что не нужно сомневаться в том, что небольшая группа мыслящих и самоотверженных людей может изменить мир. Когда все двигаются вперед совместными усилиями, успех приходит сам собой.

Захаренко Л.В., классный руководитель 11 «А» класса, с информацией о роли классного руководителя в формировании функциональной грамотности учащихся. Отметила, что родительское собрание - это важнейшая форма взаимодействия классного руководителя с семьей учащегося. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми.  Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах ит.д. Какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Отметки за четверть, поведение ребенка на уроках, очередной сбор средств на ремонт класса и… час-полтора потраченного времени. Организовывая  работу с родителями и готовясь к родительським собраниям,  основной задачей  для себя я ставила изменение подобного   обывательского представления. Не отвергая  эффективность традиционных собраний, где ведущая роль отводится одному выступающему  и у   родителей нет возможности проявить свою активную позицию,  куда более эффективными нахожу интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

Предложила на рассмотрение членов педагогического коллектива несколько интерактивных форм проведения родительских собраний.
1)Родительское  собрание-консультация (душевный разговор) "Дороги, которые мы выбираем", проведенное в ноябре  2023 учебного года. Цель - профессиональная ориентация, оказание помощи в самопознании и профессиональном самоопределении   воспитанников. До проведения собрания  родителям  учащихся  было  предложено пройти дифференциально-диагностическое тестирование для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова:

1. Человек- природа.

2. Человек – техника.

3.Человек- человек.

4. Человек-знак.

Также  каждый учащийся   класса  на « Древе желаний» разместил  листочек  со своими   целями и мечтами, будущими профессиональными  предпочтениями. Непосредственно на собрании   родители должны были отыскать листочек своего ребенка, ознакомиться с результами  диагностических тестирований. В конце собрания каждый из присутствующих родителей также написал  пожелание своему ребенку.

2)Родительское собрание в форме  пресс-конференции ( вечер вопросов и ответов).

Собрание было проведено в декабре 2023 года с целью ознакомления родителей с понятием «функциональная грамотность», создания комфортной площадки для диалога  и успешного развития и обучения детей. Родителям были предложены просмотр фильма «Средняя индивидуальность», презентация «Формирование функциональной грамотности  учащихся», участие в дискуссии «Каким должен быть современный подросток». Благодаря данному инновационному подходу в организации и проведении подобных родительских встреч  позитивно меняется атмосфера самого собрания: из формального превращается в дружественную и творческую атмосферу.

В  2024 учебном году, работая над  формированием функциональной грамотности  учащихся, осознавая  тот  факт, что эффективность развития и  воспитания  ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа, семья и классный руководитель,  стремлюсь формировать у родителей  понимание работы, проводимой школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участию их в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога будет создавать благоприятные условия для развития ребенка.

В заключение привела пример родительского собрания, проведенного в этом учебном году  в форме  мозгового штурма, где родителям было предложено анкетирование по теме  « Формирование функциональной грамотности». Подытожила, что мы учим детей принимать  решения, не бояться ошибок и верить в свои силы. Сначала мы их направляем, поддерживаем, вдохновляем. Но однажды они пойдут по своему пути. С уверенностью, с ценностями, которые мы им передали. Это и есть истинное-видеть, как дети становятся самостоятельными, сильными и уверенными. Мы воспитываем их не для себя, а для жизни, в которой они смогут обходиться без нас.

Иваровская И.В., педагог-психолог, которая проинформировала о функциональной грамотности как средстве сплочения ученического коллектива. Отметила, что от того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость». Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу, именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью».

Рекомендации по сплочению ученического коллектива:

* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

* Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

* Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке прежде всего личность.

* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

* Проведите в вашем классе социометрию, для того чтобы выявить явных лидеров, скрытых лидеров и негативных лидеров ученического коллектива.

* Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

В заключение отметила, что для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, классный руководитель может использовать следующие приемы:

-создание в классе единой системы традиций и ценностей;

-введение традиции обратной связи;

-создание «ящика пожеланий»;

-участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса;

-создание правил класса;

-создание «Дневника класса»;

-совместные походы, прогулки и экскурсии;

-проведение «Дней класса».

Громыко Н.П., педагог-психолог, с информацией о функциональной грамотности родителей как факторе гармонизации семейного воспитания. Отметила, что повышение родительской компетенции, развитие функциональной грамотности родителей в области воспитания – крайне важная и актуальная тема. Данная проблема представляет интерес не только для психологов и педагогов, но и, в первую очередь, для самих родителей, поскольку именно они первые люди в жизни ребенка, которые вводят его в этот мир. Семья играет в развитии ребенка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью. Семья и школа – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка.

Семейное воспитание – процесс сложный и многогранный, во многом зависящий от специфики эмоциональной сферы самого родителя, его знаний, умений и навыков, индивидуальных особенностей, собственного опыта воспитания в его семье. Поэтому, очень важно повышать функциональную грамотность родителей, родительскую компетентность, знания о подходах в воспитании и гармоничном развитии ребенка.

Что подразумевается под функциональной грамотностью родителей? Функциональная грамотность родителей –  это знание, умение и навыки, которые будут применяться родителями в воспитании детей и осознанное их применение при решении жизненных задач. Встает вопрос о необходимости развития функциональной грамотности родителей, которая способствует в подготовке детей к успешному взаимодействию в изменяющихся жизненных ситуациях. Какие же компоненты включает в себя функциональная грамотность? Это компьютерная грамотность, информационная грамотность, экологическая грамотность, психолого-педагогическая грамотность, медико-гигиеническая грамотность, художественно-эстетическая грамотность и т.д.

Компетентный родитель понимает, что для обеспечения всестороннего развития ребенка необходимо развиваться самому, пробовать, искать, учиться.

Психолого-педагогическая функциональная грамотность родителей – это когда родители должны знать возрастные психологические особенности ребенка, как организовать эффективное межличностное взаимодействие в процессе семейного воспитания, а также усвоение и практическое использование способов решения проблем семейного воспитания.

Этническая и межкультурная функциональная грамотность родителей – это умение формировать у детей ценностное отношение к национальной культуре, в воспитании национального духа в условиях полиэтнического пространства, привитии элементов межкультурной коммуникации, в овладении иностранными языками, знание о традициях, истории, обычаях, жизненном укладе других народов, их верованиях.

Правовая функциональная грамотность родителей – это знакомство с нормами реализации семейного права, участие в правовом просвещении детей и т. д.

Медико-гигиеническая грамотность родителей – это умение идентифицировать психосоматическое состояние ребенка, владение навыками ухода за больным человеком, обеспечение условий развития культуры здоровья ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни;

функциональная грамотность в духовно-нравственной сфере – это восприятие ценностей норм и смыслов, которые значимы для данного сообщества, поддержание национальных традиций и обычаев, стремление воспитать такое мироощущение в своих детях.

Деятельностная функциональная грамотность родителей – это способность родителей ставить и изменять цели и задачи воспитательной деятельности, формировать у ребенка социальные навыки, умения совершенствовать коммуникативные процессы и т.д.

Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения становится важнейшей задачей современного общества, которая решается в процессе психологического сопровождения и просвещения родителей.

Возникает вопрос: «Как можно сформировать функциональную грамотность родителей? Что нужно для этого сделать?»

Актуальность данной проблемы стимулирует педагогов к постоянному поиску новых идей, технологий и форм взаимодействия с родителями. Хорошо зарекомендовали себя родительские собрания. В качестве новых форм взаимодействия можно выделить: флешмобы, мастер-классы, различные курсы, семинары, круглые столы, родительские университеты.

В заключение были даны рекомендации для   взаимодействия с родителями:

1.  Знать запросы семьи.

2. Разрабатывать тематику родительских собраний и других форм работы на основе запросов родителей и потребностей учащихся.

3. Использовать потенциал информационных технологий и возможности образовательной организации (сайт, информационный стенд, интернет-технологии, устная информация и т.д.).

4. Активизировать социально-культурные и гражданские позиции родителей как субъектов образовательного процесса.

5. Обеспечивать трансляцию и обмен положительным воспитательным опытом в семьях обучающихся.

6. Делегировать родителям полномочия в сфере общественного управления (совет школы, управляющий совет, совет отцов и т.д.).

РЕШИЛИ:

1.1.       Признать неудовлетворительной работу учреждения образования по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

1.2.       Принять меры по увеличению охвата обучающихся, в том числе состоящих на различных видах учета, внеурочной занятостью в спортивных секциях, учреждениях дополнительного образования, студенческих отрядах, заслушивать результаты работы в данном направлении на совещаниях при директоре каждую четверть.

Ответственные - заместитель директора по воспитательной работе Воронцова И.М.

Срок исполнения - в течение 2024/2025 учебного года.

1.3.       Организовать проведение открытых классных часов по формированию функциональной грамотности учащихся.

Ответственный: заместитель директора по воспитательной работе Воронцова И.М.

Срок исполнения- 11.11.2024 - 30.11.2024

1.4. Использовать на внеклассных мероприятиях разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность. Ответственный - классные руководители I-XI классов.

Срок исполнения - постоянно

1.5. Провести среди учащихся IV-IX классов анкетирование по функциональной грамотности «Что такое функциональная грамотность».

Ответственные - заместитель директора по воспитательной работе Воронцова И.М.

Срок исполнения - 10.12.2024-15.12.2024, 14.04.2025-19.04.2025

1.6. Организовать проведение родительского университета по функциональной грамотности.

Ответственные - педагог-психолог Громыко   Н.П.

Срок исполнения - до 20.12.2024

ГОЛОСОВАЛИ: 88 чел. – «ЗА»; 0 чел. – «ПРОТИВ»; 0 чел. –«ВОЗДЕРЖАЛИСЬ».

 

 

Председатель                                                             А.А.Котило

Секретарь                                                                   И.Н.Кобекова

 

 

Члены

педагогического совета

 

Алексеева А.В.

Амельченко К.А.

Атрощенко В.С.

Бадяева Т.В.

Белая И.К.

Безрукова М.И.

Болбасова К.В.

Букатова Е.Н.

Воронцова И.М.

Гайкевич И.В.

Глинская Г.М.

Гресь А.А.

Громыко Н.П.

Гулькова О.Л.

Гуцева Л.С.

Денисюк Е.В.

Дешко Л.В.

Еверская Г.М.

Ехваия В.Р.

Жердева В.И.

Захаренко Л.В.

Захаренко С.В.

Иваничкина О.П.

Иваровская И.В.

Каленикова Н.В.

Карнеевич О.Г.

Ковалева Н.И.

Кононова Е.О.

Коротенко Э.В.

Костюкова Т.Е.

Котлярчук Н.В.

Кравцова Л.В.

Кравченко Е.Л.

Кравченко Н.В.

Круковская Е.А.

Кузминова Ю.И.

Кулибова М.М.

Лакизо И.А.

Лапунова Т.В.

Левша С.Э.

Литвинова Н.С.

Ломач Н.В.

Лужик А.Н.

Луковская Е.Е.

Лямцева Н.И.

Макаренко Д.В.

Марчук Ю.В.

Матросова Е.Г.

Медник Т.С.

Молчанова Н.М.

Мутянко Т.М.

Мухлядо В.Н.

Нгуен Т.В.

Некрасова В.В.

Нестеренко Ю.Ю.

Новикова Е.Н.

Павлова С.Л.

Подоляко Т.А.

Позднякова Н.В.

Поправко В.П.

Примачева А.А.

Приступина С.М.

Прокопенко Т.В.

Протасова А.В.

Рогачева Е.А.

Рогова Н.И.

Русакова Е.Л.

Рычкова С.Г.

Саманчук Т.А.

Самойленко И.А.

Сердюк С.В.

Сивцов В.А.

Сигай О.А.

Симанькова Л.Е.

Смирнова А.С.

Соловьева Т.К.

Степаненко А.В.

Тикаева Е.П.

Тихонова Е.Б.

Толкачева Е.М.

Черношей К.А.

Чваркова Н.В.

Шаховская С.В.

Швед Т.М.

Шутова О.К.

Эссан Г.Е.

 

 

 

 

 

 


     


 

СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ

Дата регистрации 13.06.2012

Дата актуализации 28.11.2024

© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля  school66@gomel.centroo.by