Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ
адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель
тел. +375 232 24-58-72 school66@gomel.centroo.by
телефоны горячей линии:
+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор;
+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР;
+375 232 24-37-87 Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;
+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР
и служба СППС;
Управление образования Гомельского горисполкома
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства
ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ
Схема безопасных маршрутов учащихся
«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»
Тематический период русского языка
« А.С.Пушкин- солнце русской поэзии… »
(посвящается 215 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина)
Цель: развивать и поддерживать интерес к изучению русского языка и
литературы в школе, приобщать к русской культуре.
Задачи:
План
проведения тематического периода русского языка и литературы
Дата |
Название мероприятия |
Класс, место, время проведения |
Ответственный |
18 января |
Торжественное открытие Недели русского языка. Литературное путешествие «Белорусские дороги |
актовый зал 13.30 |
Иваничкина О.П. Рогова Н.И. |
20 января |
1. Выставка«А.С.Пушкин :жизнь и судьба»
2.Информационный бюллетень «Великие русские лингвисты» |
атриум 1-ый этаж стенд |
Рогова Н.И. Иваничкина О.П. |
21 января |
|
5-11 классы актовый зал 14.00 |
Самойленко И.А. |
22 января |
1.Открытый урок «Односоставные предложения» 2. Открытый факультатив «Правописание приставок ПРЕ-,ПРИ» |
8 «Д»,к.1-11 16.55,4урок,2с. 6 классы к.3-4,12.00 |
Иваничкина О.П. Алексеева Н.Ю. |
23 января |
1.Открытый урок «Правописание НЕ с причастиями»
2. Открытый урок «СПП с придаточными времени»
3. Открытый факультатив «Синтаксис СП» |
7 «В»,к.1-1, 14.55,2урок,2с. 9 «Р»,к. 1-1, 12.00,5урок,1с. 9,к.1-7,14.00 |
Рогова Н.И. Самойленко И.А. Каленикова Н.В. |
24 января |
1.Открытый урок «Правописание существительных с корнем ПОЛ»
2.Конкурс газет« Ода любимому поэту»,посвя- щённый жизни и творчеству А.С.Пушкина.
|
5 «Г»кл., 14.55, 2урок,2с. каб.3-10 7-11 классы |
Фокина Л.Ю. Все учителя |
25 января |
1.Конкурс чтецов «Любимые строки А.С.Пушкина»
2.Конкурс книжек-малышек, рисунков «Пушкинское Лукоморье» |
актовый зал 11.00 библиотека |
Кобекова И.Н. Алексеева Н.Ю. Фокина Л.Ю. |
27 января |
1.Литературно-музыкальная композиция «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина» 2. Открытый факультатив «Правописание приставок ПРЕ-,ПРИ» |
11-9 классы, 14.00, акт. зал 6, к.1-30,12.00 |
Каленикова Н.В. Фокина Л.Ю. |
28 января |
Конкурс риторического мастерства. Защита мини-проектов «Путешествие в мир Пушкина» (в рамках работы НОУ) |
актовый зал 14.00 |
Все учителя |
29 января |
Открытый урок «Обобщение по тем « Имя существительное»
|
6 «Д»,к.1-6 16.55,4урок,2с. |
Кобекова И.Н. |
30 января |
Открытый урок «Подготовка к ЦТ. Предложения с однородными членами»
|
11 «А»,к.1-6 11.00,4урок,1с. |
Каленикова Н.В. |
31 января |
Подведение итогов недели. Награждение победителей |
актовый зал 14.00 |
Руководитель МО |
ПЛАН
тематического периода истории и обществоведения «История глазами детей»
18.02.2014 - 28.02.2014
Цель:
способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика.
Задачи:
– воспитывать у учащихся глубокую заинтересованность в правильном осмыслении исторических явлений;
– формировать у учащихся положительную мотивацию к обучению;
– способствовать осознанию учащимися современной жизни;
– создавать для учащихся на уроках и во внеклассной работе ситуации успеха;
– формировать объективное, всестороннее представление учащихся о фактах прошлого;
– содействовать формированию национальной гордости, патриотических и гражданских качеств учащихся.
Дни истории в школе
Дата |
Название мероприятия |
Класс, место, время |
Ответственный |
15.02 |
Информационный бюллетень «День памяти. 25 лет вывода советских войск из Афганистана» |
6-11 кл. Холл школы |
Рубцова В. И. Аксенова К. В. Круковская Е.А. Коротченко Ю.С. |
15.02 |
Экскурсия «Город над Сожем» |
6 кл. |
Коротченко Ю.С. |
18.02 |
Выставка «История глазами детей» |
5-10 кл. Холл школы |
Рубцова В. И. Аксенова К. В. Круковская Е.А. Коротченко Ю.С. |
18.02 |
Радиопередача «Дни истории в школе» |
11 кл. |
Рубцова В. И. |
19.02 |
Открытый урок «Греко-персидские войны» |
5 «Д» 4 урок 1 см. |
Круковская Е.А. |
19.02 |
6-11 кл. Актовый зал |
Аксенова К. В. |
|
20.02 |
Участие в круглогодичной олимпиаде |
5,8 кл. 6,7 кл. |
Круковская Е.А. Коротченко Ю.С. |
20.02 |
Турнир-викторина «Что, где, когда?» |
9-11 кл. Актовый зал |
Аксенова К. В. |
20.02 |
«За духовное возрождение» - презентация премии президента РБ |
9 «Р» |
Рубцова В. И. |
20.02 |
Презентация учебного проекта «Высшая награда моей Родины» |
11 «А» |
Рубцова В. И. |
21.02 |
Открытый урок «Культура наших предков» |
6 «Б» 4 урок 2 см. |
Коротченко Ю.С. |
27.02 |
Встреча с работниками музея |
7,8 кл. Актовый зал |
Круковская Е.А. Коротченко Ю.С. |
28.02 |
Радиопередача о подведении итогов тематического периода «История глазами детей» |
11 «А» |
Рубцова В. И. |
Запрашаем прыняць удзел у вiктарыне па творчасцi Аркадзя Куляшова
І ТУР
ІІ ТУР
10.Колькі гадоў было “смуглявай”, “чарнявай” Алесі, калі ў яе па-дзіцячы закахаўся А.Куляшоў?
Приложение 2
Урок географии в 10 классе
Тема урока: «Озёра и водохранилища»
Цель:
формирование системы знаний о водоёмах страны, представление об их использовании и охране.
Задачи:
Оборудование: физическая карта Беларуси, контурные карты, учебное пособие, географический атлас для 10 класса, медиапроектор.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Свою работу на уроке мы построим по следующему плану:
В начале урока мы проверим домашнее задание, потом изучим новый материал.
На этапе закрепления мы обобщим полученные знания и, выполняя задания на контурной карте, закрепим номенклатуру к нашему уроку. В конце урока мы подведём итог и выставим отметки.
II. Учёт знаний учащихся.
Цель: систематизировать знания о речной сети нашей страны
Активизация мыслительной деятельности:
вспоминаем понятие гидрографической сети, речной сети, гидрологические показатели, характеризующие речные системы.
Работа с гидрологическими понятиями по тестам закрытого типа (предлагается 2 варианта) Слайд 3-4
Организация взаимопроверки Слайд 5-6
Индивидуальный опрос: Особенности речной сети Беларуси
III. Изучение нового материала.
Цель: сформировать систему знаний о водоёмах страны, представление об их использовании и охране.
План изучения нового материала
1. Озёра - краса и гордость Беларуси
2. Водохранилища и пруды.
3. Болота – уникальные ландшафты Полесья.
1. Озёра - краса и гордость Беларуси
Беларусь синеокая, Беларусь – озёрный край, Беларусь – край чистых озёр и лесов, Беларусь - край голубых озёр, «маленькая Финляндия».
Почему наша страна получила такие романтические названия?
В Беларуси более 10 тыс. озёр. Для характеристики обеспеченности территории озёрами используется показатель – озёрность.
Озёрность - показатель, выражающий отношение общей площади озёр ко всей площади территории, выраженный в процентах. Для всей суши этот показатель составляет - 1, 4 %. На территории Беларуси в отдельных районах (Браславский) этот показатель равен 10%.
Вспоминаем: Что такое озеро?
Озеро - природное углубление, заполненное водой.
Наука изучающая озёра, пруды, водохранилища называется лимнология
(от греч. слова limno- озёро ).
Вспоминаем: кто основал Белорусскую школу озёроведения?
Якушко Ольга Филипповна – первая женщина в Беларуси – доктор географических наук. Результат работ в области озёроведения - энциклопедии, справочники, учебные пособия, атласы и карты.
Анализ гидрологической карты в географическом атласе [стр16] и заполнение схемы в тетради.
Даже простого взгляда на карту достаточно, чтобы сказать, что озёра нашей страны различаются:
Слайд 7.
По площади
малые большие
S < 0, 25 км2 S > 20 км2
Нарочь 79 км2
Освейское
Червоное
Лукомское
Дрывяты
Обратите внимание на форму озёр. Какой формы озёра встречаются в Беларуси?
По форме
округлые овальные вытянутые сложной формы
Чем ещё могут различаться озёра?
Слайд 8.
По глубине
мелкие глубокие
глубина менее 10 м глубина более 10 м
Долгое 53, 7 м
Ричи
Гиньково
Волосо Южный
Обратите внимание на расположение озёр относительно друг друга. Какую особенность озёр вы заметили?
Слайд 9-10.
По расположению
одиночные озёрные группы
1 группа озёр – Ледниковые
Ледниковые озёра
ложбинные подпрудные
выпахивание ложбин во время движения ледника |
подпруживание, перекрытие речных долин отложениями ледника |
Какие характеристики будут иметь эти котловины?
Ложбинные - глубокие, небольшие по площади, вытянутые с с-з на ю-в, так как ледник двигался в направлении с с-з на ю-в.
Подпрудные - округлой формы, неглубокие, но большие по площади.
Большинство озёр Белорусского Поозерья относится к этой группе. Браславские озёра - визитная карточка Беларуси, один из основных туристических брендов страны. Это национальное достояние нашей страны
- уникальный природный комплекс состоящий из 30 озёр, которые соединены между собой. Красота Браславских озёр вне конкуренции.
Самое живописное из этой группы - озеро Дривяты. Слайд 13.
Освейское озеро - второй по величине и самый северный водоём нашей страны, по критериям Рамской конвенции признан водоёмом Международного значения.
2 группа озер. Карстовые - самые красивые озёра. Слайд16.
Карстовые озёра
карстовые суффозионные термокарстовые
процесс растворения горных пород водой карбонатный карст |
механический вынос, вымывание пород водой |
неравномерное проседание почвы и горных пород в результате растворения подземного льда |
Карстовые озёра имеют воронкообразную форму, глубокие и небольшие по площади.
Суффозионные и термокарстовые часто называются - западины, они неглубокие, небольшие по площади.
Слайд 17. Озеро Свитязь образовалось в результате провала четвертичных отложений в подземные пустоты. Утверждение геологов вполне согласуется с легендой: «Когда на город напало вражеское войско, гордые свитезяне предпочли смерть позорному рабству. По их мольбе город провалился в бездну и похоронил завоевателей. Погибли и сами горожане, но заново сами возродились в виде цветов, украшающих озеро. Озеро объявлено государственным заказником, здесь в лесных зарослях среди большого разнотравья растут даже редкие орхидеи» .
3 группа озер. Самая распространенная группа – старичные.
Слайд 18. Озёра-старицы - озёра речного происхождения, на месте старых русел рек. На пути от истока до устья река образует излучины (меандры), которые со временем отшнуровываются от русла и превращаются в озёра-старицы. Они могут иметь серповидную, петлеобразную или вытянутую форму. Это самый распространенный тип озёрных котловин в Беларуси. Слайд 19.
В черте нашего города тоже есть озёра этого типа. Даже название этих озёр говорит о их происхождении:
Слайд 20. Озёро Дедно. Дедно ещё называют озером Дед. Название является синонимом к наименованию Старик. Обозначает старое русло реки Сож.
Слайд 21. Озеро Шапор название указывает на влажное, болотистое место, которое находилось чаще всего на берегу реки.
Слайд 22. Любенское озеро название происходит от названия деревни Любны. Корневая система Люб указывала на ландшафт местности - низину, пойменный луг.
Слайд 23. Волотовские озёра. Вспомните происхождение названия «Волотова».
Перед нами главная достопримечательность нашего микрорайона. Наша гордость - наши Волотовские озёра. Ни одно озеро нашего города не может превзойти наши озёра по красоте и благоустройству. И мы вместе с вам должны сохранить и приумножить эту красоту.
На территории Гомельской области немного озёр. Озёрность составляет всего 0,2%, но большинство их тоже относятся к группе старичных.
Слайд 24.
Даже в названии некоторых озёр отражается их происхождение (связанное со словом Старый, Старик).
4 группа озер. Остаточные - озёра полесского типа.
Они имеют небольшую глубину, округлую форму, отличаются замедленным водообменном. Формирование их происходило в теплое и влажное время таяния ледников и всеобщего заболачивания Полесья. Когда-то очень давно вся долина Припяти была залита водой – морем Геродота. Страной вод и туманов называли этот край.
Слайд 26. Озеро Червоное.
Самый крупный водоём Полесья - озеро Червоное представляет собой остаток бывшего моря. Дно его выстилают ценные отложения - илы и сапропели. Озеро является главным районом добычи сапропелей в стране. У озера есть и второе название - «Князь-озеро». Историю возникновения этого названия вам нужно самим узнать к следующему уроку.
Вывод: какую связь можно установить между типом озерных котловин их глубиной, формой и площадью водного зеркала?
Работа в тетради
Тип озёрной котловины |
конфигурация |
глубина |
площадь |
ледниковые а) ложбинные б) подпрудные |
вытянутые с с-з на ю-в округлые |
глубокие
неглубокие |
небольшая
большая
|
карстовые |
воронкообразные |
глубокие |
небольшая |
старичные |
серповидная вытянутая |
глубокие |
небольшие |
остаточные |
овальная, вытянутая с с-з на ю-в |
мелководные |
большая |
Что вы можете сказать о размещении озёр на территории нашей страны?
Вспомните особенности размещения речной сети.
Назовите проблему водообеспечения отдельных регионов нашей страны, связанную с этими особенностями.
Вспомните пути решения этой проблемы в стране.
Кроме строительства каналов, водных систем, для решения проблемы водообеспечения разных регионов страны и решения хозяйственных задач создаются искусственные водоёмы- водохранилища
2. Водохранилища и пруды Слайд 27.
Анализ гидрологической карты (стр 16 атлас)
В какой части страны созданы самые крупные водохранилища?
Назовите самые крупные водохранилища нашей страны.
Защита презентации Крупнейшие водохранилища Беларуси
Вывод: Для каких хозяйственных целей создаются водохранилища?
1. водообеспечение промышленных предприятий
2. орошение территории
3. благоустройство территории
4. рыбоводство
5. рекреационное хозяйство
6. выработка электроэнергии
3. Болота - уникальные ландшафты Полесья
Болота - элемент ландшафта, который характеризуется повышенной влажностью. С древнейших времён долота для человека были чуждой неразгаданной тайной. Люди населяли болота легендами и преданиями. И лишь в последнее время нелюбовь сменилась гордостью. Оказывается болота - одна из интереснейших туристических достопримечательностей Беларуси.
Работа с текстом учебного пособия, заполнение схем по тексту [стр 82 текст Болота]
Слайд 28, 30.
Болота
|
Болота
|
Проверка заполнения схем по тексту учебника Слайд 29, 31.
В зависимости от степени увлажнения болота делятся на:
Болота
открытые лесные
В зависимости от того, чем вызвано избыточное увлажнение болота делятся на:
Болота
низинные переходные верховые
Низинные болота – избыточное увлажнение вызвано низким залегание грунтовых вод. Чаще встречаются на юге страны.
Верховые болота - избыточное увлажнение вызвано атмосферными осадками и наличием слабопроницаемых горных пород. Чаще встречаются на севере страны.
Переходные болота - имеют черты низинных и верховых болот.
Анализ физической карты Беларуси: Где находится самое большое количество болот?
В нашей стране сохранились крупнейшие в Европе открытые низинные болота. Давно осушившие свои топи европейцы даже окрестили Полесскую низменность европейской Амазонкой. Болота – лёгкие Земли, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, формируют климат. Учёные подсчитали: 1 га естественных болотных угодий способен поглотить около 1 тонны парниковых газов. В Беларуси на 1 жителя приходиться 6 т парниковых газов
(в Германии -11 т., в США- 25 т.)
Влияние болот в формирование белоруской культуры трудно переоценить, считают учёные. Именно благодаря этой ландшафтной особенности сформировалось богатейшее культурное разнообразия Полесья. Да и вообще за многое надо быть благодарным «дрыгве». Белорусские болота на протяжении все истории нашей земли были « бастионом» на пути завоевателей: от татаро-монголов до немецко-фашистских захватчиков. Вспомните произведение нашего земляка И. Мележа «Люди на болоте».
Представители науки сходятся в том,что болото повлияло и на формирование ментальности белорусского народа. Эта наша национальная черта формировалась веками. На болотах, человек на которого нельзя положиться в трудной ситуации , просто не выжил бы. Болота учат терпению и спокойствию, хладнокровию и выносливости, сообразительности и целеустремлённости. Национальная черта людей на болоте - доброжелательность. И это то, за что нас уважают и ценят как народ.
IV. Закрепление изученного материала
Цель: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по характеристике водоёмов страны
Выводы об особенностях водоёмов нашей страны:
1. Большое количество озёр, различие по площади, глубине, конфигурации, по расположению
2. Различия озёр связаны с типом образования озёрных котловин (ледниковые, карстовые, старичные, остаточные)
3. Водохранилища и пруды создаются с цель решения многих народно -хозяйственных задач.
4. Болота оказали влияние на формирование ментальности белорусского народа.
Работа на контурной карте: обозначение на карте крупнейших водоёмов Республики Беларусь.
Озёра: Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское, Дривяты, Долгое.
Водохранилища: Вилейское, Заславское, Осиповичское, Любанское, Солигорское, Краснослободское, Локтыши, Чигиринское.
V. Подведение итогов урока.
Выставление отметок за урок: работа по тестам; индивидуальный опрос; защита презентации.
VI. Домашнее задание.
§ 16, творческое задание (выполнить презентации на выбор учащихся по темам «Крупнейшие озёра Беларуси», «Происхождение названий озёр Беларуси»).
VII. Рефлексия.
Слайды 33-51. Слайд-шоу «Озера Беларуси».
Учащимся предлагается выбрать на карте водоём, на котором они хотели бы побывать (прикрепить маленький парусник на карту).
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ
Дата регистрации 13.06.2012
Дата актуализации 28.11.2024
© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля school66@gomel.centroo.by