Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ
адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель
тел. +375 232 24-58-72 school66@gomel.centroo.by
телефоны горячей линии:
+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор;
+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР;
+375 232 24-37-87 Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;
+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР
и служба СППС;
Управление образования Гомельского горисполкома
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства
ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ
Схема безопасных маршрутов учащихся
«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»
Безусловно, подростковый возраст очень сложен и непредсказуем. Это период глобальных внутренних физиологических и психологических изменений, "ломки" и выстраивания по-новому системы взглядов, предпочтений, период повышенной критичности и подозрительности, одновременно доверчивости и беззащитности перед окружающим миром. На основе образовавшихся ранее изъянов, ошибок в семейном и школьном воспитании у них начинают закрепляться отрицательные черты, проявляться негативное своеобразие личности. На этом возрастном этапе важно не ошибиться и не опоздать. Распространенная ошибка в восприятии подросткового возраста заключается в том, что общественное мнение изначально выделяет подростков в особую социальную группу, приписывая ей черты негативного свойства, забывая о самобытности и непохожести на других каждого отдельного молодого человека. Составляя обобщенный портрет современного подростка по результатам общественного мнения, отметим три наиболее часто встречающиеся позиции:
1) приписывание подросткам негативных черт личности, "закономерное" ожидание поведенческих аномалий и нарушений (грубость, эгоизм, враждебность, жестокость, лживость и др.);
2) преувеличенно заботливое и опекающее отношение, восприятие подросткового периода как временной социальной "хвори", болезни, которую легче пережить, переждать, нежели попытаться скорректировать, изменить негативные личностные проявления;
3) признание личностного своеобразия, специфичности подростка как центральной характеристики его личности. Восприятие особенностей его характера, внешних проявлений как нечто непохожее на других, неподдающееся логическому объяснению.
Но стоит задуматься над тем, насколько мы близки к пониманию внутреннего мира подростка, насколько готовы понять и принять всю сложность и неоднозначность его натуры. Сравнивая полученные данные опросов взрослых людей (педагогов) и подростков о предпочитаемом времяпрепровождении, мы обнаружили существенные расхождения у двух групп респондентов по данному вопросу. Полученные результаты отражают предпочитаемые подростками способы свободного времяпрепровождения следующим образом:
-общение со сверстниками - 62 %;
-компьютерные игры - 27 %;
-занятия спортом 11 %.
Ответы на уточняющие вопросы показали, что общение со сверстниками включает в себя "посещение баров, дискотек, секций", "обсуждение личных проблем", "совместное выполнение домашнего задания по учебным предметам" и др. Компьютерные игры, по мнению большинства опрашиваемых подростков (89,5 %), позволяют "интересно провести время, отдохнуть" и одновременно "изучить компьютерные программы" для применения этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Многие подростки не только озабочены реализацией сиюминутных потребностей и желаний, но и задумываются о будущем, пытаясь самостоятельно сконструировать перспективную жизненную стратегию.
Ориентация на сверстников, подражание лидерам группы, желание не "выпасть", не быть отвергнутым подростковой средой являются важной потребностью подросткового возраста. При ответе на вопрос, с кем в первую очередь подростки делятся личными проблемами, 76 % респондентов предпочли сверстников. Данные показатели не следует воспринимать как угрозу позитивным взаимоотношениям с педагогами и родителями. Общение со сверстниками - основной источник получения информации и научения общественному диалогу. Опасение вызывает факт отсутствия доверия и авторитета взрослых у подростков. 285 подростков из 360 опрошенных отметили, что взрослые нередко предъявляют к ним завышенные требования, строго следят за выполнением норм и обязанностей, при этом нередко нарушая взятые на себя обязательства и не создавая им равноценных возможностей и равноправного общения.
Эффективность профилактических и коррекционно-развивающих мер по работе над поведенческими нарушениями возможна при условии комплексного психолого-педагогического воздействия и одновременного включения в работу по самоизменению и совершенствованию собственных личностных черт. Следует отметить, что с одной стороны, молодые люди не приемлют формы работы, навязанные извне, без учета их мнения, а с другой - не принимают позицию старшего поколения, стремящегося всякими способами развлечь молодежь, пытаясь завоевать их расположение. Нередко отмечаются воспитательные ошибки, когда, преодолевая подростковую агрессию, педагоги и родители демонстрируют ту же агрессию.
Таким образом, уровень агрессивности подростков обусловлен используемыми взрослыми способами дисциплинирования. Источником поведенческой агрессии подростка является фрустрация, когда он не получает желаемого и взрослые препятствуют либо не участвуют в удовлетворении их личностных потребностей. Подростку нередко приходится переживать по поводу ограничений и лишений. Однако разумные требования могут быть поняты и приняты, в то время как систематическое подавление потребностей, избегание ситуаций равноправного взаимодействия лишь усилят агрессивные реакции подростка.
Агрессивная реакция по своей сути это реакция борьбы за выживание, попытка подростка изменить существующее положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.
Так что же такое на самом деле подростковая агрессивность, каковы ее основные причины и пути нивелирования? Общественное мнение нередко сходится на том, что это не более чем дань моде, механизм имитации, подражания насильственным, агрессивным образцам, боязнь быть непринятым, отвергнутым социумом, в котором отношения нередко строятся на основе жестокости, циничности и насилия.
Следующие положения о возможных причинах демонстрируемой современными подростками агрессии:
• агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить избавлению от негативных эмоций (страха, гнева);
• для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Обилие "боевиков", "детективов" и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости;
• в большинстве случаев подростки имеют неадекватную заниженную или завышенную самооценку. В результате внутренних противоречий между "Я-реальным" и "Я-идеальным" формируется устойчивое отрицательное восприятие окружающих. В результате подросток либо приписывает собственные агрессивные потребности и желания другим людям, либо возлагает вину за свои недостатки и ошибки на другой объект (проекция как вид защиты);
• желание обратить на себя внимание значимых взрослых;
• попытка при помощи агрессивных проявлений скрыть собственные комплексы и недостатки;
• боязнь "выпасть", быть отвергнутым референтной группой сверстников, взаимоотношения в которой нередко строятся на основе насилия и подчинения;
• физиологические особенности подросткового периода развития, сложность взросления, происходящие внешние и внутренние изменения и др.
Данный перечень предполагаемых причин агрессивно-демонстративного поведения подростков можно продолжать. В целом поведенческие проявления обусловлены физиологическими, социальными, психологическими, экономическими и другими причинами. Не зря психологи называют подростковый период развития "периодом гормональной дури" и "бунтом страстей". Неблагополучие семейной обстановки, неуспешность в школьной жизни, отсутствие конструктивных взаимоотношений с окружающими только усложняют и без того непростое взросление подростков, обусловливают возникновение и закрепление негативных черт характера. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, подростки больше других групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки, запутавшись в выборе ценностей и идеалов. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что "большинство взрослых обычно говорят неправду, пытаются извернуться и обмануть другого". Стоит задуматься, является ли агрессивно-демонстративное поведение всего лишь безобоснованным бунтом, чувством протеста и желанием поступать наперекор общепринятым общественным нормам, либо скрывает под собой более серьезные основания. Нередко подросток просто не умеет реагировать на внешние проявления в силу отсутствия должного социального опыта, ориентируясь в основном на результат, который нередко достигается асоциальными методами.
В соответствии с поставленной целью следует реализовать следующие задачи:
1) формирование гуманистически ориентированной ценностной сферы личности учащихся, позитивных социальных установок;
2) определение области влияния семьи, школы на формирование агрессивного поведения подростков, выделение механизмов взаимодействия данных социальных институтов и социально-педагогических условий для преодоления агрессивности подростков;
3) создание постоянно действующей системы информирования и углубления знаний учащихся в области названной проблемы;
4) развитие умений и навыков учащихся в построении конструктивных отношений в системе "учитель - ученик - родитель";
5) формирование умений рефлексии и личной ответственности за собственное поведение.
Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период – колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности.
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен.
Подросток хрупок и силен, уязвим и опасен, он равно доступен и добру и злу. Он легко и доверчиво привязывается, но может внезапно оборвать самые, казалось бы, прочные связи. Он нуждается в любви, но берет гораздо больше, чем дает.
Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития – движением к обособлению и социализацией. Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей.
Смысл процесса обособления – в поиске подростком своей автономии. Понятие «автономия», пришедшее в отечественную психологию из американской гуманистической психологии, точно описывает состояние индивидуального бытия человека. Человек автономен настолько, насколько он осознает свое личное пространство, его границы, способен соотнести свою автономию с автономией другого человека. Тот, кто автономен, не допускает нарушения границ не только своего личного, но и физического пространства. Лучше всего представить автономию как уважение своего (и других) права на особую частную жизнь.
Отстаивая свое личное и физическое пространство, подросток еще не способен всерьез и с уважением относиться к автономии других людей. В семье это его свойство порождает немало трудностей для близких. Подросток эгоцентричен и требует уважения своей интимности: не входите к нему в комнату без стука, не слушайте его разговоров, не расспрашивайте о его делах, не мешайте общению с товарищами. Однако он не допускает, что и другие члены семьи имеют правд на отдых, тайну, обособленность. Он живет так, как будто другие должны посвящать ему свою жизнь, отдавая ее без остатка.
Подростковая дружба неустойчива именно из-за того, что подростку еще недоступно понимание ценности автономии другого. В любом конфликте он считает себя жертвой, не умеет понять свою долю вины в разрыве или напряжении отношений.
В процессе социализации и обособления есть еще один аспект: необходимость для подростка быть связанным с группой и поиск собственной идентичности. Подросток стремится быть принятым той группой сверстников, интересы которой он разделяет. Это может быть школьный класс, компания одноклассников или ребят со двора. Для подростка группа – это не просто ребята, которых он считает интереснее других и необходимых ему для досуга. Подростковая группа – сообщество со своими нормами, правилами, отличными от иных. Быть членом подростковой группы означает быть своим среди своих, жить По ее законам, вместе с ней противостоять другим группам. Для подростка быть в группе – это не быть одному. Отвержение группой воспринимается подростком как умаление ценности его личности, а угроза остаться вне группы нередко воспринимается как трагедия.
Потребность подростка быть связанным с группой вступает в противоречие с его потребностью в самоопределении, с желанием обрести свою идентичность. Чем старше подросток, тем более (остро) встает перед ним вопрос: я знаю, кто мы, кто они, а кто же я? Какой я? Кто я вне группы, без всех? Наступает момент, когда даже лидер группы, авторитетный и утвержденный, спрашивает себя об этом.
Любой взрослый помнит болезненные для него ситуации, когда приходилось идти за группой, подчиняясь ее решениям и не разделяя их. Надо – обязательно всем вместе – сорвать урок, «довести» нелюбимого учителя, подраться с другой компанией. Тех, кто идет против, группа жестоко наказывает, необязательно физически.
Нормальный подросток не растворяется в группе, он интересен сам себе. У него есть представления о том, какой он сегодня, каким будет завтра. У старших подростков формируются планы на будущее и некоторые перспективы самоизменения.
Существенным моментом самоопределения подростка становится его отношение к своей телесности, к своему полу. Особенно интенсивно развивается телесное Я подростка в возрасте 14–15 лет. В этот период оформляется переживание им своего пола, происходят серьезные изменения в его половом сознании. У старших подростков отношения между мальчиками и девочками приобретают новые оттенки: они хотят нравиться друг другу не как партнеры по играм, а как представители другого пола. Секс и сексуальные отношения входят в их жизнь не как запрет, а как реальность, к которой они готовятся приобщиться [3].
Чувствуя себя другим (новым и взрослым), подросток требует, чтобы и взрослые признавали это. Отношение подростков к взрослым противоречиво: подросток стремится быть независимым от оценок и суждений взрослого, от его воли и власти над собой, от контроля и опеки, и в то же время взрослый необходим подростку как советчик, старший товарищ, любящий родитель, знающий учитель.
Без взрослого подростку не сориентироваться в запутанном мире человеческих отношений, не найти границ между добром и злом, не разобраться в себе. Подросток ищет во взрослом образцов, независимо от того, какие именно (положительные или отрицательные) образцы для него привлекательны.
Чем старше подросток, тем болезненнее его борьба со взрослыми за свою свободу. Он сам хочет определять свой образ жизни, интересы, формы досуга. С возрастом он все более нетерпим к авторитарному стилю учителей и родителей, к морализаторству взрослых, навязыванию подростку собственных представлений о том, что ему полезно или вредно.
Родителям, воспитывающим подростков, приходится быть пластичными: менять свою позицию при переходе их ребенка от младшего школьного возраста к подростковому, помогать ему социализироваться, обретать автономию, самоопределяться. Взрослый вынужден решать, казалось бы, несовместимые задачи: оберегать подростка и предоставлять ему свободу, готовить его к самостоятельной жизни и постоянно наблюдать за ним.
Один из парадоксов подростничества – несоответствие потребности подростка в свободе и степени доступной ему ответственности. В отечественной практике воспитания до недавнего времени отсутствовала простая и очень важная для развития личности подростка установка: подросток ответствен за то, что делает и что выбирает. Зарубежный опыт дает нам импульс в осмыслении того, как воспитывать у подростков ответственность . Разумеется, соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку как по его психическим, так и по физическим возможностям. Если родители не дают подростку свободы и не требуют ответственности, он не стремится стать взрослым. И в консультации, и в частной жизни приходится встречать инфантильных ребят, которые всеми силами стараются остаться в детстве. Поначалу родителей вполне устраивает послушный домашний ребенок, но уже к 14 годам они понимают всю катастрофичность задержанного развития.
Трудности и проблемы подростков вызваны их неблагополучием в семье и школе, причем чаще всего причины неблагополучия взаимосвязаны. Подросток гораздо тяжелее, чем младший школьник, переживает развод родителей или хронические конфликты между ними. Но в то же время подросток способен установить отношения с отцом, как правило, более дружеские, чем до развода.
Явные и скрытые конфликты между родителями отрицательно сказываются на самочувствии подростка. Те родители, которые сохраняют разваливающуюся семью «ради детей», не достигают своей цели. Усваивая модель отчужденных отношений, подросток с неизбежностью воспроизведет ее в собственной семье.
Полная семья ни в коем случае не гарантирует полноценного развития личности ребенка. Если отец в полной семье функции воспитания передает матери, то в подростке он нередко обнаруживает существо неопределенного пола. Для нормальной половой идентичности подростка ему необходима любовь матери и отца, любовь и забота обоих родителей. И мальчику, и девочке нужна безусловная любовь, не зависящая от успехов и достижений детей .
Отношения подростка, с братьями и сестрами, в отличие от младших школьников, не столь конфликтны. Однако встречаются случаи неприятия подростками детей от нового брака матери, главным образом в многодетных семьях. Особенно тяжело переживают появление сестер перворожденные мальчики.
Глубокой внутренней проблемой подростка может быть отвержение его матерью. Чем раньше ребенок чувствует отвержение или недостаточную любовь матери, тем глубже его конфликт между желанием быть любимым и страхом не получить материнской любви. Несчастливый дома младший школьник не умеет ладить со сверстниками, раздражает учителя пассивностью или чрезмерной подвижностью. Школьные конфликты нелюбимого ребенка усиливаются его конфликтами с родителями. В подростковый возраст он входит готовым ко всем видам негативизма.
Школьные конфликты нелюбимого ребенка порождают его неприятие школы, которое в подростковом возрасте усиливается. В результате столкновений с учителями, резкого ухудшения успеваемости школа становится для него местом, где он только общается с приятелями. Обычно такие ребята сбиваются в стаю и превращаются в мучителей учителей. Бывает так, что группа трудных противостоит остальному классу. В конце концов они находят подходящую для себя среду во дворе.
Дворовая компания образует дом, семью. Нормы и правила этой семьи всем понятны, они незыблемы. Каждый там чувствует себя защищенным, уверенным, все вместе они противостоят чужим. Если дворовая компания криминализируется под влиянием более старших ребят, трудные подростки уходят из семьи и из школы. Они не доверяют взрослым, найти с ними общий язык почти невозможно. В подростковом возрасте обостряются проблемы единственных детей и детей матерей-одиночек. Особенно это касается мальчиков. Единственные в семье мальчики обычно крайне инфантильны и несамостоятельны из-за чрезмерной опеки. Их не принимает подростковая группа, нередко они – объекты насмешек, а иногда травли одноклассников. Если они прилежны в учении, дисциплинированны, им завидуют, их дразнят. Такие ребята беспомощны, не умеют постоять за себя, а позже – уже взрослыми – вспоминают свою школьную жизнь как непереносимый ад.
Сходным образом складывается судьба мальчиков, воспитывающихся без отца. В их взаимоотношениях с матерями развивается, специфическая форма эмоциональной связи, называемая симбиозом. Несчастливые в любви одинокие матери привязывают к себе сыновей, делая их одновременно и заменой мужу, и вечными детьми. Они не способны помочь детям повзрослеть, построить свою автономию и не хотят готовить их к отрыву от семьи, к самостоятельной жизни.
Литература
1. Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,. 1991.
2. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1984.
3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
4. Спиваковская А.С. Как быть родителем. М.,1986.
5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Цель: выявление представлений старшеклассников о взрослой жизни, семье, профессии, образовании, жизненных ориентиров и ценностей.
Актуальность продиктована в первую очередь глобальными метаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но ещё не найдены новые ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного самоопределения.
Известно, что ценностные ориентации определяют мотивацию поведения личности и оказывают влияние на все стороны жизни человека. В исследовании ценностные ориентации рассматриваются как определенный этап личностного развития, определяющий мотивацию поведения выпускника.
На основании ответов учащихся рейтинг ценностей выглядит следующим образом:
1 место - здоровье;
2 место - любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь;
3 место - верные друзья, уверенность в себе;
4 место - интересная работа;
5 место - активная деятельная жизнь, душевное равновесие, отдых и развлечения;
6 место - познание и творчество, власть и возможность руководить людьми.
Первые три позиции, представленные в списке, можно отнести к универсальным ценностям общества, где здоровье является главным условием, обеспечивающим все стороны жизнедеятельности человека. Однако мы видим, что прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся подростков и молодёжи. О чем свидетельствует высокий рейтинг такой ценности как “материально обеспеченная жизнь”.
Но в то же время такие ценности как “любовь” и “счастливая семейная жизнь” не утратили своей значимости для выпускников. Этим подтверждается тот факт, что именно семья остается одной из самых важных ценностей человека. Дополнительный анализ половых различий обнаружил, что ценность семейной жизни более значима для девушек по сравнению с юношами.
Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентаций современных подростков, следует также отметить относительно низкий уровень значимости активной, деятельной жизни; душевного равновесия, отдыха и развлечений.
На последнее место старшеклассники поставили такие ценности как “познание, творчество” и “возможность руководить людьми”. Данный факт указывает на снижение актуальности творческого и познавательного развития для молодёжи. Можно предположить, что стремление обучаться в высших учебных заведениях связано со стремлением получить профессию (в основе лежит ценность “материально обеспеченная жизнь”).
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.
Что касается готовности к остальным жизненным ситуациям, таким как: трудовая деятельность, преодоление жизненных трудностей, деловое сотрудничество с другими людьми, принятие ответственности за свои решения, создание собственной семьи, то к ним считают себя подготовленными около половины старшеклассников.
Таким образом, недостаточное формирование жизненной позиции молодёжи в политических вопросах может привести к снижению избирательной активности и гражданской ответственности. Это тем более важно, что сегодняшние подростки - завтрашние активные участники социальных процессов.
На протяжении десятилетия школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается в обучении, воспитании и развитии личности. Система обучения, наряду с различными умениями и навыками, формирует еще и отношение к учебной и воспитательной деятельности.
Проблема жизненных ориентаций выпускников, планирование их будущего занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе школы. От того, насколько ученик уверен, что свое будущее он сможет построить в соответствии с интересами и склонностями, зависит его активный настрой на эту деятельность.
Содержательный анализ суждений старшеклассников о будущем показывает, что 50% выпускников настроены оптимистично и уверены в том, что им во всем будут сопутствовать удача и успех, они сумеют добиться поставленных целей. В то же время, у другой половины опрошенных оценка жизненных перспектив вызывает затруднения: у 21% старшеклассников есть сомнения в том , что их жизнь сложится благополучно, 13% выпускников считают, что в жизни им придется нелегко, 20% опрошенных уклонились от определенного ответа. Эти факты вызывают тревогу, поскольку являются показателем дезадаптации старшеклассников к современным социально-экономическим условиям.
Таким образом, несмотря на низкие показатели общественно-политической активности, старшеклассники осознают проблемы современной молодёжи, главными из которых являются курение, наркомания, преступность.
Старший подростковый возраст - время выбора человеком своего жизненного пути. Поэтому вопросы, связанные с социальным, личностным и профессиональным самоопределением, становятся в этом возрасте центральными. Мы видим, что размышления о своих жизненных перспективах, экспериментирование с различными социальными ролями, поиск ответов на вопросы о смысле жизни занимает ведущее место в жизни выпускника.
Актуальным становится стремление действовать в соответствии со своими ценностными установками, идеалами, интересами; готовность принимать ответственность за свою жизнь.
Центральным образованием старшего подросткового возраста является формирование “чувства взрослости”. Это чувство выражается в стремлении к самостоятельности, ответственности. Следует отметить реалистичность представлений о взрослости старшеклассников, связанное с получением образования, созданием семьи и устройством на работу.
В современных условиях старшеклассники ориентированы в основном на освоение профессиональной деятельности.
Наиболее значимыми мотивами при выборе профессии являются причины экономического характера (желание иметь хороший заработок, возможность сделать карьеру, престижность профессии). Непосредственная профессиональная ориентация (содержание профессиональной деятельности, возможность развивать свои способности, полезность результатов деятельности) не являются для старшеклассников доводами при выборе профессии.
В современной школе налицо имеется дисбаланс во внимании к интеллектуальному и личностному развитию школьника, при несомненном перевесе первого аспекта. Между тем школа, будучи начальным социальным институтом, должна готовить подрастающее поколение к жизни. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук, но должна и обучать межличностному взаимодействию между подростком и взрослыми или сверстниками и предлагать подростку решать те задачи, которые являются условиями личностного развития, ориентации в жизненных ситуациях.
Основными референтными лицами для выпускников являются родители и друзья, в то же время роль других взрослых, в частности учителей, не значительна. Таким образом, источником стабильности для старшеклассников является семья, поддержка родителей.
Сфера интересов и увлечений у старшеклассников не отличается разнообразием. Свободное время используется преимущественно на домашние дела. Не смотря на приоритет активных форм проведения досуга (прогулки с друзьями, работа по хозяйству и т.д.), они не связаны с развитием познавательной сферы деятельности (занятия в кружках, секциях, посещением дополнительных занятий и т.д.).
Выпускники хорошо ориентируются в проблемах современной молодежи. По их мнению, наибольшее внимание необходимо уделять проблемам, связанным с безопасностью жизни и здоровья, физического и духовного состояния молодёжи; определения жизненных перспектив молодого поколения, а также проблемам личностного роста и проблемам коммуникативного характера.
Гуманизация межличностных отношений — в диалоге «учитель — учащийся» требует активного решения проблем детей данного возраста в процессе самоопределения личности. Диалог учителя и учеников является основой гуманизации межличностных отношений. Для того чтобы учителю выйти на диалог «учитель ученик», учитель должен знать ученика.
Классными руководителями проведена работа по психодиагностике классов. Все результаты находятся в психодиагностических тетрадях. Исследованы познавательные мотивы учащихся, проведено исследование типов мышления, изучена эмоционально-волевая сфера, социальный статус и сплоченность детского коллектива. Результаты психодиагностики дают возможность классному руководителю определить цели и задачи работы с классом, на основе психологического портрета классный руководитель намечает основные направления развития и самоопределения личности школьника.
Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмыслению своих поступков, осознанию поведения людей. Оказалось, что зачастую при оценке своего поступка или поступка своего товарища дети могут быть необъективными и далеко не беспристрастными. Из бесед с учащимися выявилось, что правильно осознают поступки других людей почти все подростки, поступки своих друзей более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации.
Психологический портрет класса помогает классному руководителю определить цели учебно-воспитательного процесса в своем классе, цели самоопределения личности, проблемы самоопределения.
Старшеклассникам была предложена такая программа самовоспитания, чтобы они ясно понимали цели своего самосовершенствования, чтобы перспективы развития были значимыми и привлекательными:
Воспитание - процесс формирования мотивационной сферы ученика. В каждом возрасте преобладают свои мотивы как источники активности, поведения.
Если следовать за психологом Марковой А.К., то мотивы с учетом возраста меняются в следующей последовательности. В младшем возрасте ведущей деятельностью является" учение, поэтому" на "первом месте стоят познавательные мотивы, на втором - социальные, на третьем — личностные. В подростковом возрасте на первое место становятся социальные мотивы, на второе место - личностные и на третье - познавательные. В старшем возрасте ведущая деятельность - самоопределение личности ребенка, поэтому на первое место выходят личностные мотивы, на второе — познавательные и на третье - социальные.
Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, необходимо оказание помощи учащимся в адаптации к социальным условиям. Для этого считаем, что необходимо дать ценностные ориентации учащимся, развивать их аналитические способности в решении жизненно важных ситуаций, конфликтов, развивать коммуникативные навыки подростков.
Задача классного руководителя— общаться с учеником на. поведенческом уровне. Поведенческая эмпатия предполагает сотрудничество, помощь и выбор адекватных приемов воздействия. Это возможно, когда мы научимся понимать ученика, научимся анализировать его поступки. Предметом нашего изучения явились поступки учащихся для того чтобы обеспечить развитие личности каждого ребенка по восходящей линии, прекратив ее развитие в особых случаях по нисходящей линии.
Поступок любого человека - это сложная психологическая структура, состоящая из мотива, цели, способа совершения поступка. Изучить его компоненты, уметь их определить у учащихся своего класса - учились наши учителя и классные руководители в ходе семинара «Анализ поступков учащихся, приемы педагогического воздействия на учащихся».
Сегодня наши классные руководители могут определять наиболее характерные типы поступков для каждого учащегося класса и в соответствии с типом поступка выбирать приемы педагогического воздействия.
В своей работе мы руководствуемся книгой «Трудный школьник и педагогический коллектив».
Овладев психологическими знаниями структуры поступка, типами поступков и приемами педагогического воздействия классный руководитель приступает к следующему этапу в своем развитии: он может и должен передать эти знания своим воспитанникам и родителям учащихся класса.
Итак, «трудный» школьник может и должен перестать быть «трудным», если его воспитанием захочет заняться терпеливый классный руководитель и коллектив учителей, работающих в классе.
У большинства «трудных» детей не сформировано осознанное це-леполагание поступка, потому они, как правило, нечаянные, с непредвиденным результатом, импульсивные. Некоторые дети легко внушаемые, что их без всяких усилий может привлечь на свою сторону неверный авторитет. В то же время существует и более сложная категория учащихся, у которых цели и мотивы поступка заранее продуманы - негативистские. Все это должен увидеть, распознать и помочь детям вдумчивый классный руководитель, учитель-психолог. Для этого необходимо:
Учитель должен знать, что наказание, как прием педагогического воздействия, используется только в случае негативистского поступка, с заранее продуманными неблаговидными мотивами и целью. Таким образом, обучение и воспитание - это организованное и планомерное, систематическое и целенаправленное общение. Учитель является агентом социализации, он воздействует словом в зависимости от того, кто стоит перед ним, каков уровень произвольности поведения, каков статус ученика в классе. Воспитание - это, прежде всего, живое слово учителя и живые человеческие отношения учителя с учениками.
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ
Дата регистрации 13.06.2012
Дата актуализации 28.11.2024
© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля school66@gomel.centroo.by