Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ
адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель
тел. +375 232 24-58-72 school66@gomel.centroo.by
телефоны горячей линии:
+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор;
+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР;
+375 232 24-37-87 Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;
+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР
и служба СППС;
Управление образования Гомельского горисполкома
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства
ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ
Схема безопасных маршрутов учащихся
«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ.
В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЦТ достаточно освещена, тогда как психологический компонент этой подготовки остаётся малоразработанным. Социально-педагогическая и психологическая служба школы вполне может решать некоторые задачи при подготовке к ЦТ и способствовать более успешной сдачи централизованного тестирования.
Возможные трудности при сдаче ЦТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности можно преодолеть через:
1) знакомство выпускников с особенностями и процедурой централизованного тестирования для повышения интереса к результатам ЦТ;
2) повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
3) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в вуз или техникум. Сложным является этот период жизни для молодых людей ещё и потому, что они совершают слишком ответственный шаг, - определяют сваю дальнейшую жизнь, судьбу.
Эта ответственная пора уже наступила, атмосфера начинает накаляться до максимума. Кому-то из старшеклассников немного тревожно, кому-то страшно, кто-то наоборот, уверен в своих силах, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарные правила, законы и т.д. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдается:
- повышение артериального давления;
- усиливается потоотделение;
- беспокойный сон;
- понижение волевых функций.
Все это, конечно же, не способствует продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешает во время экзаменов.
Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?
Надеемся, что наши советы помогут вам снизить экзаменационные страхи, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены, набрать высокий балл на централизованном тестировании и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
1. Способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.
Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30
Каждый день находите возможность 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, выделите время для физических упражнений.
После 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут (займитесь спортом, погуляйте на свежем воздухе.) Известно, что чередование умственной и физической нагрузки — это профилактика усталости. Прекращайте физические упражнения за 3 часа до сна.
Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора — не более.
2. Правильное питание — одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню антистрессовые продукты:
2.1. зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а следовательно, настроение;
2.2. рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;
2.3. овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом;
2.4. молоко, орехи и др.: содержат калий, способствующий расслаблению мышц;
2.5. сладости, содержащие простые углеводы, дают кратковременный эффект улучшения (на 17 с), однако можно перекусить с целью поднять себе настроение, употребив: фрукты, орехи, овсяную кашу, салат из фруктов или овощей, йогурт, кусочек шоколада.
Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.
3. Обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке, уберите лишнее. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
4. Составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план, схему ответа отдельно на каждый вопрос и желательно на бумаге. Повторяйте материал по вопросам.
Методика повторения
Повторение – это воспроизведение прочитанного своими словами.
Время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Однако необходимо учитывать два обстоятельства.
1) Имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала
2) Процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями:
6. Начинай с самой трудной темы, раздела, предмета
7. Выполняй как можно больше различных тестов по данному предмету. Эти тренировки познакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
10. Ознакомьте детей с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно посмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
11. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребёнка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребёнок не носит часы, обязательно дайте ему часы на экзамен.
12. Накануне экзамена обеспечьте ему полноценный отдых, он должен как следует выспаться.
13. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
2. На экзамен вы должны явиться не опаздывая, лучше за 15–20 минут до его начала.
3. Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что вы выше всех, умнее и хитрее, и у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их не спеша, несколько раз. В завершение сожмите кисти в кулак.
4. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т. д.). Будьте внимательны! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность оформления ваших ответов!
5. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
6. Получив тест, ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
7. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
8. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
9. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном–двух вариантах, а не на всех пяти–семи.
10. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.
11. Если не уверены в выборе ответа — доверьтесь интуиции!
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ВО ВРЕМЯ ОСТРОГО СТРЕССА
Острый стресс характеризуется внезапностью влияния стрессогенных факторов. Как правило, используя термин острый стресс, исследователи так же рассматривают относительную кратковременность переживания стресса, которое во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приёмом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы».
10. Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте его не менее минуты, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь чётко представить его с закрытыми глазами.
11. Следите за своим дыханием. Дышите медленно через нос. Сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.
В качестве первой помощи себе этого вполне достаточно. Не повредит и прогулка, словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но только придерживайтесь золотой середины.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучать себя к успеху, удаче, сделать её привычной.
Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить во что бы то ни стало». Лучше сформулировать её конкретно: «Я должен доказать теорему Пифагора».
Рекомендуем использовать упражнение «Вдохновение». Его цель профилактическое или коррекционное воздействие на личность подростка, оказавшегося в тяжелой эмоциональной ситуации. Эти упражнения направлены на нейтрализацию страхов и опасений перед каким-либо ответственным действием (экзаменам).
«Вдохновение» состоит в «репетировании» напряжённой ситуации обязательно в условиях успеха с использованием цветовых и пространственных представлений. Технические условия выполнения таких упражнений состоят в следующем:
Упражнение «вдохновения» чрезвычайно разнообразны и зависят от «репетируемой» ситуации, но схема их проведения всегда одна и та же.
Пример упражнения на тему «Ответственный экзамен».
Состояние, подлежащее коррекции: страх, опасения неудачи, неуверенность в своих знаниях. Время «репетиции»: утро или день (но не вечер накануне экзамена).
В начале упражнения необходимо добиться мышечного и психологического расслабления, гася страх и тревогу. С того момента, как начинаются «переходы» из просторных помещений вестибюля и коридоров в более тесные (аудитории, кабинет), происходит мобилизация, сужается и концентрируется внимание.
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.
Предлагаемые цвета: голубой, синий.
Инструкция исполнителю:
Представьте себе просторный холл или вестибюль института. Вы идете спокойно, уверенной походкой, без тени суетливости. Вы не думаете о предстоящем экзамене, не разрешаете себе никаких вопросов или разговоров, относящихся к нему, и лишь улыбкой отвечаете на приветствия знакомых. Словом, вы «держитесь».
Затем вы переходите из вестибюля в коридор, из коридора в аудиторию, прилегающую к кабинету преподавателя, т.е. из просторных помещений в более тесные. По мере того, как вы это делаете, ваш шаг не убыстряясь, становится всё более и более четким, походка – всё более и более уверенной, осанка – прямой. Перед дверью экзаменатора вы усилием воли «вычеркиваете» все воспоминания о материале, который как вы думаете, позабыли или недостаточно выучили. Вы не думаете в эту минуту ни о чем, что относится к предстоящему предмету, в мозгу у вас – беспорядочная толкотня мыслей. Вы, разумеется, взволнованы, и это вполне естественно. Опасно не волнение перед экзаменом, а чрезмерное волнение, вызывающее растерянность и суетливость. Некоторая взволнованность необходима – она мобилизует.
Но вот вас вызвали, вы – перед столом экзаменатора. Не выбирая, вы берёте первый попавшийся билет. Для вас все билеты равноценны, учебный материал вы знаете. И, действительно, вопросы билета, который достался вам, как раз те, которые нужны. Вы, собственно, могли бы отвечать и без подготовки, но не следует вести себя заносчиво – лучше сесть и привести свои мысли в порядок. И как только вы стали это делать, беспорядочный рой мыслей сменяется их плавным и ровным течением, знания, накопленные вами, всплывают в сознании в стройном порядке, и вы готовы в таком же стройном порядке их изложить…
Такое общее ощущение успеха, веры в силы и способности собственного ребёнка, совмещённое с четкой организацией режима дня, сбалансированным питанием, соблюдением простых рекомендаций по подготовке к экзаменам, помогут не только преодолеть стрессовую ситуацию самому школьнику, но и справиться родителям с рядом серьёзных проблем.
Упражнение «Могло быть хуже».
Возьмите чистый лист бумаги и напишите для себя маленькое сочинение. Кратко опишите свою рабочую или личную проблему. Причем, сейчас не важно, в какой сфере вашей жизни эта проблема находится. Выберите именно актуальную для Вас проблему, которая Вас мучает, не даёт спать по ночам и которая, как Вам кажется, не имеет решения. Затем подумайте о том, какие самые страшные и непоправимые последствия дальнейшее развитие этой проблемной ситуации могло бы иметь лично для Вас. Напишите для себя эти последствия. Например, Вы не сдадите ЦТ? Или Вы можете заболеть так, что будете многие годы прикованы к постели? Что ещё самого плохого для Вас могло бы случиться? А как Вы живете сейчас? Вы, оказывается, учитесь? И довольно успешно? Кроме того, Вы чувствуете себя довольно хорошо? Оказывается, не все так страшно? И ещё можно жить и бороться? И каждый раз, когда Ваша проблема захлёстывает Вас, когда Вам начинает казаться, что всё плохо и ничего уже нельзя изменить к лучшему, постарайтесь подумать о том, как могло бы быть ещё хуже. А затем вернитесь в свою реальную жизнь и посмотрите на нее с оптимизмом и радостью.
Упражнение «Убежище».
Представьте себе, что у Вас есть удобное и надежное убежище, в котором Вы всегда можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только Вы, никто другой Вас там не потревожит. Необязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у Вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далёкой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть все, что угодно. Это может быть даже космический корабль, уносящий Вас прочь от Земли… Мысленно представьте себе это место. Опишите, какие вещи в нем находятся, которые Вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что Вы делаете, когда отдыхаете в своём убежище. Возможно, Вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или делаете что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые Вам наиболее приятны. В течение дня каждый раз когда Вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представляйте себя в своём убежище.
Упражнение «Сканирование тела».
3 раза в день в течении 3-х минут, приняв удобное положение, спросите себя:
Мой лоб сморщен?
Брови сдвинуты?
Челюсти стиснуты?
Губы сжаты?
Плечи ссутулены?
Руки напряжены?
Мышцы ног тверды? Пальцы ног поджаты?
Чувствую ли я дискомфорт в какой-либо части тела?
Действуйте!
Стресс вызывает затруднение дыхания, которое само вызывает стресс. Замкнутый круг! Распространённые ошибки дыхания: дыхание грудью и плечами с подтянутым животом, задержка дыхания.
Упражнение «Дыхание для новичков».
Упражнение «Дыхание дзен».
Упражнение «Дыхание в чрезвычайных ситуациях».
Упражнение «Прогрессивная релаксация».
Последовательность расслабления мышц:
Существуют такие способы снятия напряжения в теле как массаж, зевки и потягивания, ванна и душ, сотрясения тела, прикладывание горячего полотенца к лицу, сон, плавание, баня, физическая нагрузка и т.д.
ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.
Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.
Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
1. Признайся себе в своих сильных и слабых сторонах.
И соответственно сформулируй свои цели.
2. Реши, что для тебя ценно. Во что ты веришь.
Какой хотел видеть свою жизнь.
3. Если на душе плохо, разберись в том, что правело тебя к нынешнему положению. Постарайся понять и простить тех, кто заставил тебя страдать. Так ты сможешь лучше понять себя. Прости самому себе прошлые ошибки.
4. Чувство вины и стыда не помогут тебе добиться успеха. Не позволяй себе предаваться им.
5. Никогда не говорите о себе плохо.
Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты: глупый, уродливый, неспособный и т.д.
6. Твои действия могут получить любую оценку. Если они подвергаются конструктивной критике, воспользуйся этим для своего блага, но не позволяй другим, критиковать тебя как личность.
7. Помни, что иное поражение – это удача. Из него ты можешь заключить, что преследовал ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.
8. Позволяй себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, занимайся тем, что тебе по душе, старайся побыть наедине с самим собой. Так ты сможете лучше понять себя.
9. Практикуйся в общении. Представь себе, что люди, с которыми ты общаешься, могут испытывать страх и неуверенность, и постарайся им помочь.
10. Выбери для себя несколько серьёзных целей, на пути к которым необходимо достижение целей более мелких.
Трезво взвесь, какие средства необходимы для этого.
Не оставляй без внимания каждый свой успешный шаг.
Не забывай подбодрить и похвалить себя.
Удачи!!!
Р.С.Сидоренко
”____“____________2016г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению в учреждениях общего среднего образования
1 сентября первого урока и мероприятий, посвященных
Дню знаний и Дню белорусской письменности
Для первого урока в День знаний в 2016/2017 учебном году рекомендуется тема «Нам мир завещано беречь!».
В докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании 22 июня 2016 года подчеркивается, что «в нынешних условиях самые главные, самые дорогие наши ценности – это мир в стране, независимость, безопасность каждого. Белорусы хотят сохранить мир и спокойствие в стране, настроены на созидательную работу во имя своего будущего и будущего подрастающего поколения».
В нашей стране сохраняются мир и спокойствие, созданы благоприятные условия для жизни всех его граждан независимо от национальности и вероисповедания. На международной арене Республика Беларусь выступает в роли ответственного и надежного партнера, который желает всем народам мира и добра.
Сегодня, когда мир рассматривается как основная гарантия будущего человечества, как стратегия объединения пока еще во многом разрозненного мирового сообщества, необходимость осмысления воспитания на принципах культуры мира исходит из естественного стремления, потребности каждого жить в мире. Человек, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры, подготовленный к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их таковыми, каковы они есть, будет активно участвовать в миротворческих созидательных процессах, сотрудничать во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей.
Современные реалии таковы, что именно сплоченность нации вокруг истинных, созидательных ценностей является гарантией ее сохранения и прогресса, духовного здоровья и благополучия. Поэтому не случайно на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций наша страна названа символом мира. Белорусский народ умеет извлекать уроки из прошлого, дорожить чистым небом над головой и спокойствием в обществе. Остается верным высоким нравственным ценностям и добрым традициям.
Воспитательными задачами первого урока являются: расширение представлений учащихся о мире как абсолютной ценности, формирование образа мира как образа жизни на Земле, обучение школьников сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, представителей различных национальных групп, различных культур, стран. Первый урок должен способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за миролюбивую политику нашего государства, включению учащихся в миротворческую деятельность, направленную на милосердие.
В содержании первого урока должны быть отражены основные направления и достижения внешней и внутренней политики нашего государства, принимаемые государством меры по обеспечению национальной и международной безопасности.
Начиная первый урок, можно, опираясь на материалы пособия[1], рекомендованного Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, подчеркнуть, что слово «мир» обозначает дружественные отношения, спокойствие, отсутствие разногласий, вражды, войн, ссор. Все это достигается ненасильственными средствами: законами, правилами, условиями, переговорами. В разговорной речи это слово заменяется синонимом лад (совет). От слова «мир» образовался ряд других слов: мирить – восстанавливать согласие; мириться – устанавливать мирные отношения; миролюбивый – проникнутый миролюбием; миротворец – способствующий поддержанию мира; миролюбие – стремление к сохранению мира.
В свое время миротворческую функцию выполняли миссионеры, посылаемые для религиозной пропаганды среди нехристианского населения. Первые миротворцы белорусской земли – Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Николай Гусовский.
В ходе первого урока целесообразно подчеркнуть вклад белорусского народа в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне и историческое значение партизанского движения в Беларуси. Следует особо отметить интернациональный аспект данных событий, ведь Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся против фашизма. Важно отметить, что благодаря подвигу солдат, их огромному вкладу в дело сохранения мира, а также мирному «почерку» современной внешней политики нашего государства в нашей стране сохраняются мир и спокойствие.
Надо обратить внимание учащихся на высказывание Главы государства на пятом Всебелорусском народном собрании 22 июня 2016 года о том, важнейший урок дает нам прошлое. «Нельзя быть беспечными и самоуверенными. Нельзя легкомысленно относиться к будущему. Нельзя позволять застать себя врасплох… На примере наших соседей мы убедились: мир — великая, величайшая ценность! Потерять его очень легко, а путь от мира к войне может быть очень коротким».
Чрезвычайно важно объяснить детям, что истинный патриот не может хотеть, чтобы его Родина участвовала в каких бы то ни было вооруженных конфликтах. Никакие «стратегические интересы» не могут оправдать гибель и страдания людей. Патриот может взять в руки оружие только в одном единственном случае: если на его Родину совершено вооруженное нападение.
Главное для нашего государства – миролюбивая многовекторная внешняя политика. Выстраивание миролюбивой и добрососедской политики, неприемлемость использования силы в разрешении международных противоречий позволили Республике Беларусь стать основной площадкой для переговоров по урегулированию вооруженного конфликта в Украине. Сегодня мировое сообщество рассматривает Беларусь как донора региональной безопасности.
История нас научила, что любая миролюбивая политика должна быть подкреплена реальной способностью государства защитить свой народ. Наличие боеготовых Вооруженных Сил, системы территориальной обороны и эффективных институтов обеспечения правопорядка – это гарантия мира и спокойствия на нашей земле.
В связи с этим обороноспособности и безопасности нашего государства мы придаем первостепенное значение. У нас разработаны и приняты Концепция национальной безопасности и новая редакция Военной доктрины, в которых сформулированы основные задачи и определены направления деятельности с учетом современных угроз и вызовов.
Белорусскую армию сегодня по праву можно назвать школой мужества, гражданственности и патриотизма. За последние годы приняты меры по обеспечению пограничной безопасности страны. Реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию системы охраны государственных рубежей. (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/uchastie-v-pjatom-vsebelorusskom-narodnom-sobranii-13867).
2016 год – юбилейный год образования Содружества Независимых Государств. В декабре 2016 года исполнится 25 лет со дня подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Сегодня СНГ – это реальный и устойчивый механизм, направленный на интеграцию и сотрудничество во всех областях. Совместные усилия участников Содружества направлены на обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста каждого государства – участника СНГ, повышение конкурентоспособности национальной экономики, укрепление позиций государств в мировой хозяйственной системе.
Именно по этой причине вслед за экономическим сотрудничеством и сотрудничеством в сфере безопасности на первый план выходят вопросы сотрудничества государств – участников СНГ в области образования, такие как укрепление правовой и информационной базы сотрудничества, поддержка преподавания национальных языков в странах-партнерах, усиление взаимодействия в деле повышения качества школьного образования, развитие академической мобильности, расширение сотрудничества в сфере образования с учетом лучших национальных традиций и опыта, а также подходов и принципов, утвердившихся в мировой практике.
В многостороннем сотрудничестве государств – участников СНГ все большее значение приобретает сфера культурного взаимодействия на основе духовного единения народов, уважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурных ценностей и культурного обмена. Общая история, издавна сложившиеся культурные связи народов, общность традиций, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для плодотворного культурного сотрудничества государств – участников СНГ и в дальнейшем. В ходе первого урока необходимо осветить вклад Республики Беларусь в развитие Содружества Независимых Государств, ее значимую роль во всех интеграционных процессах.
Достижения Республики Беларусь как в социальной, так и экономической политике на сегодняшний день очевидны. В докладе Президента Беларуси на пятом Всебелорусском народном собрании было отмечено: «У нас есть неоспоримые успехи в области социальной политики. Подтверждение тому – выполнение уже в 2015 году определенных Декларацией ООН целей тысячелетия, связанных с искоренением нищеты и голода, снижением детской смертности, обеспечением грамотности населения. По Индексу человеческого развития Беларусь среди почти 200 стран мирового сообщества переместилась с 68–го в 2000 году на 50-е место в 2015 году. За пятилетку 18 позиций. Это обеспечило нам место в группе стран с высоким уровнем человеческого развития.
С 2014 года впервые за 20 лет численность жителей Беларуси начала расти. Уровни рождаемости и смертности практически сравнялись – сжаты так называемые демографические ножницы. Это результат, к которому мы так стремились и которым мы гордимся.
В рейтинге по уровню развития образования мы находимся в группе 30 развитых стран и опережаем все страны Содружества Независимых Государств. По показателям доступности образования – поступлению детей в школу, количеству студентов учреждений высшего образования – Беларусь находится на уровне высокоразвитых стран и опережает многие страны Европы и мира. Республика лидирует по числу обучающихся в учреждениях профессионального образования.
И в экономической сфере есть немало положительных фактов. В прошлой пятилетке проведена модернизация базовых отраслей экономики. Завершается техническое обновление девяти крупнейших деревообрабатывающих производств, введены в строй технологические линии по производству цемента «сухим» способом, организовано производство комплексных сложно смешанных удобрений.
Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей, изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов (такие электропоезда уже стали на рельсы нашей Беларуси). Начато строительство Белорусской атомной электростанции.
Модернизация производства позволила обновить технологии и существенно сократить затраты на выпуск изделий. Снижение уровня материалоемкости продукции в промышленности составило около 8 процентов.
За 5 лет введено в эксплуатацию и технически переоснащено более тысячи молочно-товарных комплексов, 55 свиноводческих, 456 зерносушильных, более 500 птицеводческих комплексов. Автоматизация основных технологических процессов сельхозпроизводства позволила увеличить производительность труда за пятилетку на селе почти в 1,5 раза.
Мы не только сохранили и модернизировали традиционные отрасли, но и создали задел для развития принципиально новых направлений – атомной энергетики, космической, биотехнологической и других отраслей. На повестке дня – переход к зеленым технологиям и экономике знаний.
Выпуск инновационной продукции за пятилетку увеличился более чем в 4 раза. В стране имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления. Широкую известность в мире приобрел ряд компьютерных программ белорусских разработчиков. По экспорту в области компьютерных и информационных услуг на душу населения страна опережает все страны Содружества.
Показателем мирового интереса к белорусской экономике является возросшая активность иностранных инвесторов. За последние пять лет объем иностранных инвестиций в экономику вырос в 2,5 раза, при этом привлечено почти 11 миллиардов долларов на чистой основе (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/uchastie-v-pjatom-vsebelorusskom-narodnom-sobranii-13867).
Одним из важнейших элементов государственности, признаком силы и гарантом стабильности государства, его способности защищать свои интересы являются его Вооруженные силы. Становление Вооруженных Сил Республики Беларусь, их развитие и боевой путь непосредственно связаны с историей нашего государства, с борьбой белорусского народа за свободу и независимость Родины, за сохранение и упрочение завоеваний старших поколений. В нашем Отечестве воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а трудная и опасная профессия – Родину защищать – всегда считалась одной из самых благородных. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитало у наших воинов качества, которые постоянно отмечали не только союзники, но и враги Беларуси: несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, личная инициатива, героизм, крепкое войсковое братство и взаимовыручка.
При поддержке представителей воинских частей можно провести экскурсии в воинские части, выставки мини-моделей военной техники с показом карт важнейших военных операций, оформить фотогалереи героев боевой славы, предусмотреть проведение бесед на темы: «Служу Отечеству», «Цена Победы, ее значение для народов всего мира», «Международный терроризм: проблемы национальной безопасности и обороны», открытую кафедру «Есть такая профессия – Родину защищать», дискуссию «Никто не создан для войны», организовать встречи-чествования военнослужащих-земляков, проходящих службу в Вооруженных Силах страны, воевавших в Афганистане.
Обсуждая тему цены войны, страданий людей и их мужества, невозможно не коснуться темы предотвращения войн – как это происходило в разные эпохи и происходит в наше время. Как удалось избежать новых мировых войн, как ведутся переговоры, как заключаются договора между странами – это тема, неотделимая от темы войны. Эту тему нужно постараться связать с личным опытом детей. Обсудите, как часто их ссоры и конфликты, а то и устойчивая враждебность могли быть нейтрализованы переговорами, особенно при участии посредников, «третьей стороны». Обсудите, как с помощью переговоров можно наладить мирные отношения, без конфликтов и обид.
Актуальными для школьников будут беседы («Мир и война глазами детей»); викторины («Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?»); посещение музеев и мемориальных комплексов, заочные путешествия («Перелистывая страницы истории»); конкурсы чтецов, рисунков и плакатов и т.д. При организации первого урока следует обратить внимание на использование таких форм работы, как брейн-ринг, философский стол, деловая игра, презентация проектов и др. Торжественным возложением венков и цветов к памятникам, обелискам и захоронениям погибших в годы Великой Отечественной войны, на яркой эмоциональной ноте можно завершить мероприятия, посвященные Дню знаний.
Мероприятия Дня знаний должны стать новым импульсом для развития волонтерского движения учащихся и родительской общественности, проведению благотворительных и трудовых акций, направленных на целенаправленную помощь семьям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны.
При организации всех воспитательных мероприятий Дня знаний следует учитывать возрастные особенности учащихся.
В начальной школе у детей доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, поэтому рекомендуется проводить заочные путешествия («Мир, в котором мы живем!», «Народов много – дружба одна, планета Земля – большая страна!»), конкурсы чтецов, рисунков («Все краски мира!», «Мы за мир на всей Земле!», «Мир украсить каждый может!»), встречи-чествования ветеранов войны («Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»), тематические беседы («Герои живут рядом», «Мы – наследники Великой Победы», «Мы за мир в ответе!») и др.
Для учащихся II и III ступеней общего среднего образования особое место необходимо отвести информационно-пропагандистской работе: проведение дискуссионных мероприятий по миротворческой тематике (устный журнал, пресс-конференция), просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных достижениям миролюбивой политики нашего государства, компьютерные презентации, представления визиток-портретов («Боевой путь моего дедушки, прадедушки»), литературно-музыкальных гостиных («Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»), организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества.
Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайд-шоу, мультимедийных презентаций. Полнее раскрыть тему урока позволит широкое использование произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, детских авторских работ, справочных материалов и т.п., наполнение содержания первого урока конкретными и достоверными фактами, связь с сегодняшней жизнью страны, создание особой эмоциональной атмосферы, присутствие живых свидетелей событий, вовлечение участников мероприятия в заинтересованный обмен мнениями.
При проведении первого урока важно опираться на знания, полученные обучающимися на уроках литературы, истории, географии и др. Целесообразно использовать региональный материал по истории области (района, города, деревни). Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.).
Особую роль в воспитании подрастающего поколения играют музеи. Музей, музейные экспонаты имеют возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
В музеях подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков. Государственные музеи и мемориальные комплексы Республики Беларусь предоставляют возможности не только для ознакомления с уникальными экспонатами и событиями времен Великой Отечественной войны, но и для проведения в обстановке представленной исторической эпохи различных мероприятий героико-патриотической направленности.
В музеях учреждений образования к первому уроку можно организовать тематические выставки, оформить экспозиции, созданные из материалов и вещественных экспонатов, собранных во время летних туристских походов, провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.
В рамках Дня знаний следует провести экскурсии в Государственный музей военной истории Республики Беларусь, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, музеи боевой славы учреждений образования, по мемориальным местам воинской славы и др.
В процессе подготовки и проведения первого урока необходимо учитывать возможности учреждения образования, специфику окружающего его социума, региона, при этом акцентируя внимание, в первую очередь, на максимальном вовлечении в организацию и проведение урока самих обучающихся.
4 сентября – День белорусской письменности
Традиционно этот праздник проводится в исторических и культурных центрах нашей страны, неразрывно связанных с жизнью знаменитых деятелей Беларуси разных времен. Первый День белорусской письменности состоялся в 1994 году в городе Полоцке, на родине Франциска Скорины – белорусского и восточнославянского первопечатника, философа-гуманиста, писателя. В разные годы праздник отмечался в Турове, Новогрудке, Несвиже, Орше, Пинске, Заславле, Мстиславле, Мире, Каменце, Поставах, Шклове, Борисове, Сморгони, Хойниках, Ганцевичах, Глубоком и других городах – культурных центрах Беларуси. В 2015 году он прошел в городе Щучине Гродненской области.
День белорусской письменности проводится ежегодно в первое воскресенье сентября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
В основу концепции Дня белорусской письменности положена идея пропаганды достояния отечественной письменной культуры, преемственности духовных традиций Беларуси. Праздник дает уникальную возможность встретиться с живым словом, участниками творческого процесса создания книг, газет и журналов.
Неслучайно и то, что День белорусской письменности проводится в первые дни нового учебного года. Образование, информация и культура – три отрасли, которые формируют интеллектуальную элиту нации, ее настоящее и будущее. В этот день мы отдаем дань уважения нашим предкам, которые создали фундамент белорусского образования и письменности.
За время своего существования День белорусской письменности стал по-настоящему национальным праздником, значительным событием культурной жизни страны. Праздничные мероприятия проходят не только в городе-столице, но и по всей стране. Это тематические уроки, лекции, семинары, творческие встречи с учеными, писателями, деятелями культуры.
В числе важнейших мероприятий Дня белорусской письменности – торжественная церемония награждения победителей Республиканского конкурса на лучшее произведение в области поэзии, прозы, драматургии.
В рамках Дня белорусской письменности проводится Фестиваль книги и прессы, на котором работают книжные выставочные павильоны, тематические площадки, экспозиции республиканских и региональных печатных СМИ, торговые павильоны и палатки. Во время проведения Фестиваля гости праздника встречаются с белорусскими литераторами, сотрудниками издательств и редакций печатных СМИ, проводятся презентации книг и издательств, периодических изданий, организуются выступления художественных коллективов и белорусских исполнителей.
Среди интересных и популярных мероприятий Дня белорусской письменности – детский праздник «Вясёлка дзяцінства», выставки детских работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества, спортивные соревнования, игры и др.
В рамках детского праздника «Вясёлка дзяцінства» состоится традиционный республиканский конкурс юных чтецов «Паэзія роднай зямлі».
Составной частью Дня белорусской письменности традиционно является республиканская научно-просветительская экспедиция «Дорога к святыням» с Благодатным Огнем от Гроба Господня, в которой принимают участие представители творческой и научной интеллигенции, духовенства. По благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, экспедиция проходит по городам и весям нескольких регионов страны и завершает свой путь в столице проведения праздника.
Также накануне Дня белорусской письменности ежегодно проводится «круглый стол» с участием зарубежных поэтов и писателей, организаторами которого являются РИУ «Литература и Искусство», Издательство «Белорусский Энциклопедия имени П. Бровки» и Министерство информации. Традиционно Национальной академией наук Беларуси проводится научно-практическая конференция, в которой принимают участие сотрудники Института языкознания имени Я.Коласа НАН Беларуси, Института литературы имени Я.Купалы НАН Беларуси, Института истории НАН Беларуси, Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси, других научных учреждений нашей страны. (http://mininform.gov.by/ru/pismen-ru/)
В 2016 году День белорусской письменности пройдет в г.Рогачеве Гомельской области. Рогачевская земля богата на талантливых людей. Здесь прошли детские и юношеские годы известного ученого-селекционера Л. К. Грабени. В Рогачеве родились заслуженный артист Беларуси Говор-Бондаренко, заслуженный деятель искусств Беларуси А. И. Гинзбург, поэт и драматург С. Я. Галкин, художник К. И. Завиша, режиссер, актер, педагог, народный артист Беларуси профессор К. М. Санников, заслуженная артистка Беларуси А. М. Федченко.
Рогачевщина дала литературе более 30 знаменитых деятелей. Среди них драматург, народный писатель А.Я.Макаёнок, доктор филологических наук, профессор Ф. И. Кулешов, поэт Николай Сурначев, член Союза писателей России М. Рассолов. Своеобразные «Болдинские осени» были на Рогачевщине у В. Короткевича и М. Лынькова. В поэме «Зямля дзядоў» В. Короткевич описал руины замка королевы Боны; события его повести «Сівая легенда» происходят в основном, на Рогачевщине... (использованы материалы Интернет-сайта http://rogachev.gomel-region.by/ru/history-ru/).
Педагогическим коллективам следует уделить особое внимание организации в учреждениях образования мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности. Этот праздник должен дать возможность обучающимся обратиться к истокам национальной культуры белорусского народа, подчеркнуть тесную взаимосвязь и органичное единство славянских культурных традиций.
При планировании и организации мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности, рекомендуем обратить внимание на календарь культурных событий 2016 года, размещенный на Интернет-сайте Министерства культуры Республики Беларусь http://kultura.gov.by/page/kalyandar-kulturnykh-padzei-2016-goda.
Целесообразно провести творческие встречи учащихся с членами ОО «Союз писателей Беларуси», молодыми поэтами и писателями своего края с презентацией их книг и литературно-художественных композиций по произведениям, со сверстниками, делающими «пробы пера» и др. Будет актуальным проведение литературных, литературно-музыкальных, художественных конкурсов: «Любимый герой книги», «К книге и чтению – через досуг и общение», «Автограф», «Книга – мой спутник, мой друг», «Новые иллюстрации к старым любимым книгам», «Смотри, что мы читали!», «Мой любимый писатель», «Книга в моей жизни», «Книга – реликвия моей семьи», «Юные дарования», «Чытаем беларускую кнігу», «Франциск Скорина. Новое прочтение», «Я и книга» и др.
В ходе проводимых мероприятий необходимо напомнить обучающимся, что в следующем, 2017 году будет отмечаться 500-летие белорусского книгопечатания. В 2016 году на белорусскую землю в электронном виде вернулась книга Франциска Скорины, оригинал которой хранится в Троицком колледже Кембриджа. В акции виртуального возвращения, которое длилось почти год, участвовали и Министерство иностранных дел, и наше посольство в Великобритании, и белорусская диаспора. На сегодняшний день в мире насчитывается всего около 500 известных экземпляров книг Франциска Скорины, в Беларуси только 10. Все они хранятся в фондах Национальной библиотеки Беларуси. К юбилею белорусского книгопечатания исследователи скорининского наследия пытаются собрать как можно больше книг, выданных Скориной.
Беларусь намерена полностью в цифровом формате воссоздать все известные на сегодня экземпляры книг Скорины (http://www.tvr.by/news/kultura/na_belarus_v_elektronnom_vide_vernulas_kniga_sko).
Франциск Скорина – личность универсальная: философ, теолог, переводчик, писатель и печатник, ботаник и врач, общественный деятель и предприниматель. Это первый белорусский ученый, который защитил докторскую диссертацию. Это человек, который олицетворяет сложную, но очень яркую эпоху Возрождения. Празднованием 500-летия белорусского книгопечатания (мы были одними из первых в Восточной Европе, кто получил свое печатное слово на своем языке) белорусы могут и должны обозначить свои культурные достижения, налаживать новые культурные связи. К примеру, благодаря проекту Издательского дома «Звязда» слова Франциска Скорины уже звучат на 64 языках мира» (http://zviazda.by/be/news/20150707/1436217310-francisk-skorina-novoe-prochtenie).
Обучающимся также будет полезно узнать, что в Национальной библиотеке Беларуси, в рамках проекта «В гости к книгам», стартовала серия экспериментальных занятий «Уроки в музее». «Уроки в музее» – это уроки, которые проходят не в привычной обстановке класса, а в музее книги Национальной библиотеки Беларуси. Занятия строятся на основе библиотечного фонда с использованием экспозиции музея для более глубокого изучения предмета. Учебники и тетради заменяются подлинными экспонатами, интересными макетами и занимательными книгами. В ходе уже проведенных занятий юные посетители музея имели уникальную возможность увидеть старопечатные издания из библиотеки Радзивиллов, экслибрисы и суперэкслибрис на книгах из замковой библиотеки знаменитого рода. В музейной экспозиции ознакомились также с единственным в Беларуси экземпляром XVIII в. драматических произведений Уршули Радзивилл «Комедии и трагедии» с гравюрами М. Жуковского, выполненными по эскизам княгини с воспроизведением сценического пространства несвижских спектаклей и др. Сотрудники музея гостеприимно приглашают детей вместе с учителями и родителями на занятия в музее книги. Контактный телефон для записи на занятия серии «Уроки в музее»: (8 017) 293 27 82, Татьяна Андреевна Сапего, заведующая сектором научно-проектной работы.
Мероприятия, проводимые в учреждениях общего среднего образования в первую неделю нового учебного года, должны стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре, государственной идеологии, историческим традициям белорусского народа.
[1] Кабуш, В.Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 160 с
ПЛАН работы пришкольного лагеря государственного учреждения образования «Винтик»
с 25.07.2016 по 17.08.2016 г.
(для 11 класса)
Дата, день недели |
Время |
Мероприятия |
Место |
Ответственные |
|
Ежедневно |
Утренняя зарядка, линейка, работа с регламентированными перерывами |
||||
25.07 понедельник |
8.30-9.00 |
Знакомство с правилами поведения во время пребывания в лагере. Инструктаж по ТБ. Обучение по вопросам трудового законодательства и охраны труда в учреждении образования Тренировочная эвакуация |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику) |
|
11.00-12.00
|
Составление трудового плана |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику |
||
12.00-13.00 |
Диспут «Что такое труд?» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику |
||
14.00 |
Прогулка на каскад озёр м-н Клёнковский. Пляжный волейбол
|
М-н Волотова |
Воспитатели (по графику) |
||
26.07 Вторник
|
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
К.1-20 |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Акция «Вторая жизнь книги» 1 |
Спортивный зал |
Учитель физической культуры и здоровья |
||
12.00-13.00 |
Диспут «Что такое труд?»
|
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
Экскурсия в сквер имени Громыко «В поисках гармонии» |
сквер имени Громыко |
Воспитатели (по графику)
|
||
27.07 среда |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД.Спортивные тренировки «Час любимых занятий» |
К.1-20 |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Спортивные тренировки «Час любимых занятий» |
Спортивный зал |
Учитель физической культуры и здоровья |
||
12.00-13.00 |
Акция «Вторая жизнь книги» |
библиотека |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
Экскурсия в сквер имени Громыко «Природа нам дарит счастье» |
сквер имени Громыко |
Воспитатели (по графику)
|
||
28.07 четверг |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Спортивные тренировки «Час любимых занятий» |
К.1-20 |
Учителя физической культуры и здоровья |
||
12.00-13.00 |
Беседа «Экология и эстетика» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
Экскурсия в сквер им. А.А. Громыко «Красота живой природы» |
|
Воспитатели (по графику)
|
||
29.07 пятница |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Встреча с представителями ОО «Красный крест» |
Актовый зал |
Начальник лагеря. Воспитатели. Представитель ОО «Красный крест» Центрального р-на г.Гомеля |
||
12.00-13.00 |
Лекция школьной медсестры «Гигиена девушек» |
К.1-20 |
Школьная медсестра Купреева Е.В. |
||
14.00 |
Посещение библиотеки им. А.И. Герцена. Выставка «Белы, как снег, как кровь, румяна…»
|
|
Воспитатели (по графику)
|
||
01.08 понедельник |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Кружок творческого мастерства |
К.1-18 |
Кравцова М.А. |
||
12.00-13.00 |
Диспут «Гражданское, духовное и нравственное становление человека» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
Экскурсия в студенческий скверик «Красивое рядом» |
М-н Волотова |
Воспитатели (по графику)
|
||
02.08 вторник |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Кружок творческого мастерства |
К.1-18 |
Кравцова М.А. |
||
12.00-13.00 |
Акция «Наш труд вливается в труд нашей Республики» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
Посещение храма
|
Храм |
Воспитатели (по графику)
|
||
03.08 среда |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Информационный час «Мы в памяти храним героев имена» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Кружок творческого мастерства |
К.1-18 |
Кравцова М.А. |
||
14.00 |
Посещение кинотеатра «Мир». Просмотр фильма |
|
Кинотеатра «Мир». |
||
04.08 четверг |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Беседа - «Будь природе другом» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Подвижные игры «Между двух огней» и др. |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
«Финансовая грамотность» Встреча с представителями Беларусбанка |
Средняя школа № 66 г.Гомеля |
Воспитатели Представитель Белорусбанка |
||
05.08 пятница |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Дискуссия «Пагубное воздействие наркотиков на организм», «Алкоголь и подростки», «Осторожно: Спайс!» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Беседа с медсестрой «Гигиена-залог здоровья» |
Актовый зал |
Купреева Е.В. |
||
14.00 |
Посещение кинотеатра Калинина. Просмотр фильма |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
08.08 понедельник |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Беседы с участием школьной медсестры «СПИД – тревога человечества» |
Актовый зал |
Купреева Е.В. |
||
12.00-13.00 |
Кружок танцевального мастерства |
Актовый зал |
Цымбалова А.В. |
||
14.00 |
Экскурсия в парк им. Луначарского «Разнообразие флоры Г. Гомеля» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
09.08 вторник |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Беседа с учащимися и их родителями с элементами анкетирования «Моя семья и ЗОЖ» |
Актовый зал |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Кружок танцевального мастерства |
Актовый зал |
Цымбалова А.В. |
||
14.00 |
.Экологический десант в березовую рощу |
М-н Волотова |
Воспитатели (по графику)
|
||
10.08 среда |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Просмотр видеофильма «Природные катастрофы» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Кружок танцевального мастерства |
Актовый зал |
Цымбалова А.В. |
||
14.00 |
Посещение музея военной славы. Постоянные экспозиции и выставки |
Музей военной славы |
Воспитатели (по графику)
|
||
11.08 четверг |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
09.30 – 10.00 |
«Знатоки дорожной азбуки». Профилактическая беседа о правилах поведения на улице. Встреча с инспектором ГАИ |
Средняя школа № 66 г.Гомеля |
Начальник лагеря, воспитатели педагог-организатор, инспектор |
||
11.00-12.00
|
Беседа «Мир профессий» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Дартс |
Спортивный зал |
Учитель физической культуры и здоровья Захаренко С.В. |
||
|
14.00 |
Сбор макулатуры в рамках акции «Мусор на части! И нет – напасти!» |
Микрорайон «Кленковский» |
Воспитатели (по графику)
|
|
12.08 пятница |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. |
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
10.30 11.30 |
Беседа с наркологом
|
Средняя школа № 66 г.Гомеля
|
Воспитатели, нарколог |
||
12.00-13.00 |
Кружок танцевального мастерства |
Актовый зал |
Цымбалова А.В. |
||
14.00 |
Сбор макулатуры в рамках акции «Мусор на части! И нет – напасти!» |
Микрорайон «Кленковский» |
Воспитатели (по графику)
|
||
15.08 понедельник |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Конкурс рисунков «Здоровый я – здоровая страна!» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
|
Спортивный зал |
учительфизической культуры и здоровья. |
||
14.00 |
Экскурсия в парк им. Луначарского «Уникальный мир растений» |
парк им. Луначарского |
Воспитатели (по графику)
|
||
16.08 вторник |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Акция «Лето с пользой». Работа трудовых бригад. Благоустройство школьного двора
|
Пришкольный двор |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Акция «Мир, в котором я живу» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
13.30 - 14.15 |
Профилактическая беседа о детских правонарушениях Встреча cинспектором ИДН |
Средняя школа № 66 г.Гомеля |
Начальник лагеря, воспитатели, служба СППС, инспектор ИДН |
||
17.08 среда |
8.30-9.00 |
Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД. Распределение плана на неделю
|
Актовый зал |
Григоренко Л.В.
|
|
11.00-12.00
|
Беседа «Безопасные каникулы» |
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
12.00-13.00 |
Чаепитие. Фотосессия «До свидания, Мастер!»
|
К.1-20 |
Воспитатели (по графику)
|
||
14.00 |
Поход в гомельский парк. Катание на каруселях |
Парк им. Луночарского |
Воспитатели (по графику) |
||
Начальник лагеря Л.В.Григоренко
СОГЛАСОВАНО |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ
Дата регистрации 13.06.2012
Дата актуализации 28.11.2024
© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля school66@gomel.centroo.by