Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
с регистрационным номером № 490423690 ЗДЕСЬ
адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель
тел. +375 232 24-58-72 school66@gomel.centroo.by
телефоны горячей линии:
+375 232 21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор;
+375 232 24-94-10 - Сердюк Светлана Владимировна, зам. по УР;
+375 232 24-37-87 Иваничкина Ольга Павловна, зам. по УР;
+375 232 24-93-17 Воронцова Ирина Михайловна, зам. по ВР
и служба СППС;
Управление образования Гомельского горисполкома
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 1 от 3 января 2025 г., которым 2025 год объявлен Годом благоустройства
ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ - СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ
Схема безопасных маршрутов учащихся
«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»
Урок
по
теме «Стили речи» построен на конкретных приёмах технологии развития критического мышления которая
помогает актуализировать знания учащихся, приобретённые ранее,
систематизировать и презентовать их. По ходу работы в классе
наблюдается
интерес учащихся к ходу и содержанию урока, пробуждается активность
учащихся,
что даёт свои результаты.
Предлагаем
вашему вниманию технологическую карту урока и его план-конспект.
Тема:
Стили речи
Цели:
1. Способствовать
усовершенствованию навыков работы с текстом; организовать повторение и
систематизацию материала.
2.
Содействовать развитию орфографических и пунктуационных навыков,
творческих
способностей, логического мышления, памяти, умения работать в группе.
3.
Создать условия для воспитания уважения и любви к родной земле, родному
краю.
Тип
урока:
повторение и систематизация знаний и способов деятельности.
План-конспект
урока
1
этап. Организационный
Оформление
доски. Запись текстов
•
Слово
- основная единица языка.
Слово
-
это звук или несколько звуков, которые имеют значение, употребляются в
языке
как самостоятельные целостные единицы и служат средством языковых
отношений.
•
Много
слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего
неба сквозит синева ...
Есть слова -
словно раны, слова - словно
суд,
С ними в плен не
сдаются и в плен не берут.
Словом можно
убить, словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно
продать, и предать, и купить,
Слово можно в
разящий свинец перелить.
Но слова всем
словам в языке у нас есть:
Слава, Родина,
Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной
монетой не служат они, -
Золотым эталоном
их в сердце храни!
И не делай их
слугами в мелком быту-
Береги
изначальную их чистоту.
Когда радость -
как буря, иль горе - как
ночь,
Только эти слова
тебе могут помочь!
-
А
тебя как зовут? - поинтересовался сержант.
- Иван.
- Молодчина, - похвалил
сержант, словно это я
сам себя крестил. - Правильное имя. Иван - это Иван. Сила.
*
Сила
любого государства в законах, общих правилах, стратегии развития,
конкретной
идеологии. Без неё государственное развитие представляет собой
спонтанный, а
временами и хаотический процесс.
*
На
самом западе моей Беларуси лежит Беловежская пуща. Это один из
последних
островов того первобытного леса, который покрывал в древние времена всю
Европу.
Здесь совсем не редкость деревья в полтысячи лет. Здесь с незапамятных
времён
свободно живёт зубр. Сильный, как сама земля, и древний, как её
заповедные
недра! Давайте же беречь свою историю, любить свою землю!
Опорные
записи на доске (с обратной стороны):
1.
Задача речи.
2.
Сфера употребления. Стилевые черты.
3.
Языковые особенности.
Деятельность
учителя
Предлагает
прочитать тексты, найти отличия, определить тему урока, определить
задачи.
Устная
работа учащихся
Работают
с текстами, определяют их стиль. Выполняют задания учителя.
2
этап. Информационный
Деятельность
учителя
Целевая
установка.
Организация групповой работы по систематизации знаний о стилях речи.
Письменная
работа учащихся.
Учащиеся
создают кластер, опираясь на тексты, записанные на доске и на опорные
записи.
Устная
работа учащихся
а)
Озвучивание кластера представителями группы.
б)
Сотрудничество между группами (дополняют ответы)
3
Этап. Коррекция знаний
Деятельность
учителя
Целевая
установка.
Ролевая ига «Орфографическая эстафета» (выбирается
текст, наиболее «
проблемный» для учащихся).
Этапы
работы:
1.
Объявляется тема и цели игры, конкретизируется, какой материал
планируется
закрепить.
2.
Сообщаются общие правила сотрудничества, критерии оценки учебной
деятельности,
регламент и распределение ролей.
3.
Определяются задания с учётом целей работы.
4.
Подводятся итоги.
Ход
игры. В каждой группе распределяются роли: 1-2 уч-ся -
«курьеры», 1-2 уч-ся -
«писатели», «корректор»,
«языковед». «Курьерам»
необходимо побывать возле
текста, указанного учителем, и точно запомнить как можно больше, ничего
не
записывая. «Писатели» в тетради должны правильно
записать текст, продиктованный
«курьером». После сигнала учителя
«корректор» проверяет текст
«писателя»,
исправляет ошибки, «языковед» доказывает
принадлежность к определённому стилю.
Письменная
работа учащихся
Работают
над выполнением задания. Проверяют, сравнивая записанное с оригиналом.
Совместная
деятельность учителя и учащихся
Оценивают
работу согласно предложенным критериям.
4
этап. Контрольно-рефлексивный
Деятельность
учителя
Предлагает
учащимся раздаточный материал для индивидуальной работы. Целевая
установка:
определить стиль текста, обосновать своё мнение.
Письменная
работа учащихся
Работают
с текстами; один из текстов анализируют.
5
этап. Рефлексия
Учащиеся
выражают свои чувства, впечатления, замечания относительно урока.
6
этап. Домашнее задание
Индивидуальный
выбор
•
Создать текст публицистического стиля «Земля под белыми
крыльями» (можно на
свою тему, но актуальную).
•
Письменный анализ текста, предложенного учителем.
Неделя русского языка
«Красота
спасет мир»
…Что
есть красота
И почему ее
обожествляют люди?
Н.Заболоцкий
Цель:
развивать и
поддерживать интерес к изучению русского языка в школе,
приобщать к русской культуре.
Задачи:
·
выявлять и
развивать творческие способности учащихся;
·
создавать на
уроках и во
внеклассной работе
положительные ситуации, которые определяют пути интереса и успеха детей;
·
формировать у
школьников положительную мотивацию к учебе;
План
проведения недели русского языка и
литературы
Дата,
время проведения |
Название
мероприятия |
Класс |
Ответственный |
18 января |
Открытие недели. Радиожурнал |
10 кл. |
Кобекова И.Н. |
19 января
16.55, каб. 1-30 |
1.
Сменная выставка «
Великие юбиляры января: А.И. Куинджи – мастер пейзажной
лирики». Радиогазета 2.
Открытый урок. Употребление
односоставных предложений |
8 « Б» |
Алексеева Н.Ю. Фокина Л.Ю. |
20 января 15.00, каб 1-6 |
1.
Сменная выставка «
Великие юбиляры января: Н.Рубцов – лирический
поэт». Радиогазета. 2.
Конкурс на лучшую ученическую
тетрадь « В ученике должно быть все
прекрасно…». 3.
Открытый урок. Правописание НЕ с
существительными |
5-11 |
Каленикова Н.В. учителя русского языка |
21 января |
1.
Сменная выставка «
Великие юбиляры января: М.Е. Салтыков- Щедрин – писатель-
сатирик». Радиогазета. 2.
« Путешествие в страну
Читалию» |
5 |
кл. руководители, библиотекарь |
24 января 12.00, каб 1-6 12.55., каб 1-10 |
1.
Сменная выставка «
Великие юбиляры января: Моцарт – музыкант универсального
дарования». Радиогазета. 2.
Открытый факультатив. Н и НН в
прилагательных и причастиях. 3.
Открытый факультатив. Жизнь слова
во фразеологизме. |
7 « А» 5 кл. |
Иваничкина О.П. Кобекова И.Н. Иваничкина О.П. |
25 января 14.00, каб 1-1 15.55, каб 1-10 |
1.
Сменная выставка «Великие
юбиляры января: О.Э. Мандельштам -поэт – акмеист».
Радиогазета. 2.
Конкурс риторического мастерства. 3.
Открытый урок. А. Грин «
Алые паруса». 4.
Открытый урок. М. Горький «
Песня о Соколе» |
5-11 7 « В» 7 « Б» |
Кобекова И.Н. уч. русского языка Алексеева Н.Ю. Рогова Н.И. |
26
января 14.00, каб 1-1 |
1.
Сменная выставка «
Великие юбиляры января: Д. Лондон – автор приключенческой
прозы». Радиогазета. 2.
Конкурс
рисунков « Красота спасет мир» . 3.
Отрытый урок . Понятие о
деепричастном обороте. 4.
Открытый урок. Слитное и дефисное
написание сложных существительных с корнем ПОЛ. 5.
Открытый факультатив. Как победить ошибки. |
5 кл. 7 « А» 6 « Р» |
Рогова Н.И. Кобекова И.Н. Самойленко И.А. |
27 января |
Заседание жюри (подведение итогов
конкурса творческих работ, конкурса чтецов) |
|
учителя русского языка |
28 января |
День творчества. Конкурс творческих работ. Подведение итогов недели. Награждение победителей. |
|
учителя русского языка |
В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной технология развития критического мышления, над которой работают учителя кафедры русского языка нашей школы. ТРКМ включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к
учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - в группах - на класс. Учащиеся анализируют собственные знания по заданной теме; систематизируют информацию до ее изучения; демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
При этом используются приемы:
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал учебника), работа ведется индивидуально, в парах. Учащиеся вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации. Работа ведется на класс - в группах - в парах –индивидуально.
Приемы:
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Предлагаем некоторые методические приемы, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках..
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Прием «Пометки на полях»
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Использование этого приема требует от учителя:
Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.
И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы. Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Прием «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Приём«Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации информационного ресурса номер 5141202794 ЗДЕСЬ
Дата регистрации 13.06.2012
Дата актуализации 28.11.2024
© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля school66@gomel.centroo.by